Вопрос о том, как
добиться точных цветов с помощью системы управления цветом (CMS),
периодически задают счастливые обладатели проекторов и телевизоров,
позволяющих эту точную регулировку осуществить. Цель статьи в том, чтобы
разобрать данный вопрос настолько простым языком, насколько это
возможно.
Автор: TomHuffman
Оригинал статьи: http://www.avsforum.com/t/852536/basic-guide-to-color-calibration-using-a-cms-updated-and-enhanced
Примечания переводчика: Несмотря на то, что статья написана в 2007 году, она содержит информацию по настройке цвета, которая не менее актуальна и сегодня. Тем не менее, некоторые из упомянутых в статье наименований измерительных приборов и программного обеспечения вполне могли исчезнуть из продажи.
Статья подверглась минимальной доработке с целью улучшить её понятность.
Здесь и далее, слово дисплей подразумевает любое устройство отображения визуальной информации, включая телевизоры, мониторы, проекторы и пр.
Калибровка проектора предполагает приведение отображаемого изображения в соответствие с тем или иным стандартом, применяемым в индустрии производства видео.
Для начала, изложу несколько основных принципов и терминов.
Параметры цветов определяют по двум направлениям:
Важно понимать, что эти две стороны точной
цветопередачи, шкала серого и цветовая палитра, хотя и влияют друг на
друга, но являются, по большей части, независимыми. У вас может быть
хороший баланс белого и неточная цветовая палитра. Каждый аспект нужно
настраивать отдельно.






В каждом из примеров зелёный справа сдвинут примерно в одинаковой степени. В первом случае – в сторону уменьшения насыщенности, во втором – в сторону желтоватого оттенка, в третьем – снижена яркость.

Координаты цвета xy задают его насыщенность и оттенок. Значение Y задаёт яркость. Правильные координаты xy для всех базовых цветов определены эталонными точками на треугольной диаграмме цветности CIE. Если цвет отклоняется от эталонной точки, смещаясь в сторону других цветов диаграммы, то тон неправильный и нуждается в корректировке. Если цвет смещён ближе или дальше относительно точки белого на диаграмме относительно эталона, то насыщенность неверная и нуждается в корректировке. Наконец, если цвет слишком яркий или тёмный по отношению к эталону (не показанному на диаграмме, но определённому математически), то яркость неверна и нуждается в корректировке.
Из всех перечисленных, только координаты xy для основных цветов и белого являются абсолютными. Дополнительные цвета и значения яркости являются производными от координат основных цветов и точки белого. Если у вас основные цвета совпадают с этими стандартами, то этот список правильно определяет яркость, насыщенность и тон ваших дополнительных цветов. Однако, при отличающемся наборе основных цветов, вам, возможно, надо будет нацелиться на на немного другие значения яркости, тона и насыщенности дополнительных цветов. Вычисления, необходимые для описания этих взаимосвязей, слишком громоздкие, чтобы размещать из здесь, но в хорошем калибровочном ПО это всё учитывается.
Автор: TomHuffman
Оригинал статьи: http://www.avsforum.com/t/852536/basic-guide-to-color-calibration-using-a-cms-updated-and-enhanced
Примечания переводчика: Несмотря на то, что статья написана в 2007 году, она содержит информацию по настройке цвета, которая не менее актуальна и сегодня. Тем не менее, некоторые из упомянутых в статье наименований измерительных приборов и программного обеспечения вполне могли исчезнуть из продажи.
Статья подверглась минимальной доработке с целью улучшить её понятность.
Здесь и далее, слово дисплей подразумевает любое устройство отображения визуальной информации, включая телевизоры, мониторы, проекторы и пр.
Калибровка проектора предполагает приведение отображаемого изображения в соответствие с тем или иным стандартом, применяемым в индустрии производства видео.
Оборудование, которое требуется для осуществления калибровки
- Колориметр. USB устройство, которое вы направляете на дисплей, чтобы определить цвета и световой поток и передать эту информацию на компьютер. Самое точное устройство по цене менее $1000 – X-Rite i1Pro, хотя пользоваться им далеко не всегда удобно. На втором месте с минимальным отрывом идёт X-Rite Chroma 5, продаваемый только через OEM каналы, по которым также распространяется софт для калибровки. Значительно менее дорогой вариант, но при этом не настолько уж и более неточный – X-Rite Display 2, который также продаётся под обозначением «Pantone Eye-One Display LT» за менее, чем $150. Я бы советовал избегать менее дорогих колориметров, так как они не дают уровень точности, который я бы назвал приемлемым.
- Калибровочное ПО.Вам оно нужно, чтобы интерпретировать данные, получаемые колориметром. Помимо очень дорогих профессиональных программ, есть три хороших варианта для любителей и протребителей: HCFR, CalMan и ChromaPure. HCFR – бесплатное ПО. CalMan и ChromaPure (моего собственного производства) – платные, с ценой около $200, в зависимости от выбранного доп. функционала.
- Тестовые изображения.Наконец, вам понадобится каким-либо способом отобразить тестовые изображения на экране. Самый простой способ – с помощью DVD. GetGray диск можно скачать и записать на DVD (цена $25). Можно воспользоваться дисками, приложениями к различным кино-журналам, или создать свой - из имеющихся у себя фильмов, нарезав из них различные сцены, годные для нашей задачи...
- Фотометр (опционально).Если
у вас проектор, то я считаю, что измеритель освещённости AEMC CA813
будет полезен, чтобы производить все измерения, не требующие параметров
цвета, например контрастности, уровня чёрного и пр. Это – точный и
недорогой инструмент, которым очень легко пользоваться.
Для начала, изложу несколько основных принципов и терминов.
Параметры цветов определяют по двум направлениям:
- Регулировка динамического баланса белого («шкалы серого»), или Gray scale tracking.
Данному аспекту цветовых характеристик дисплея уделяют наибольшее внимание, он относится к способности дисплея отображать нейтральный оттенок белого на всём протяжении шкалы, от самого тёмного чёрного, до самого яркого белого. Если дисплей не в состоянии этого сделать, то все цвета будут выглядеть очень неестественно:
(На втором изображении шкала серого очевидным образом сдвинута в сторону синего, что заметно на всём её протяжении)
- Цветовой охват/цветовая палитра(Color gamut).
Это – диапазон цветов, которые способен отобразить данный дисплей.
Популярным вариантом представления этой палитры является треугольная
диаграмма, именуемая диаграммой CIE, или диаграммой цветности. Диаграмма
организует цвета по координатам x и y:
На диаграмме точками обозначены белый цвет, базовые цвета (Красный, Синий, Зелёный) и дополнительные цвета (зелёно-голубой/циан, жёлтый, пурпурный/маджента).
Цвет также обладает параметром яркости (luminance), который не представлен на диаграмме. Можно представить, что яркость меняется по оси z:
Итак, координаты xy на диаграмме определяют базовые цвета (красный, зелёный и синий) и точку белого. Дополнительные цвета (циан (голубой), маджента(пурпурный) и жёлтый) получаются из координат базовых цветов и точки белого. Каждый из этих цветов точно определён на осях xy для всех форматов видео. Все коммерческие видео-материалы производятся в соответствии с этими стандартами. Если дисплей не в состоянии точно отображает цветовую палитру, то это негативно скажется на изображении. За последние годы, кажется, цифровые дисплеи стали исключительно неточными в этом отношении. Единственный метод, позволяющий это исправить – это CMS (система управления цветом). CMS позволяет коренным образом повлиять на работу дисплея, но на немногих дисплеях она есть, а из тех, у кого она есть, не всегда работает правильно.
На фотографии ниже - стандартная для сегодняшнего рынка картина: чтобы убедиться в преимуществах того или иного дисплея, покупателю демонстрируют пёстрые, кричащие цвета, которые могут совершенно не соответствовать тому, что хотел передать режиссёр. Дисплеи зачастую продаются с намеренно неточно установленной цветопередачей.
Терминология
- xyY - Стандартный метод точного определения цветов. x и y – координаты,
размещающие цвет на диаграмме CIE, упомянутой выше. Метод позволяет
графически представить зафиксированные в стандартах описания цветов. Y
обозначает яркость цвета, которая не находится в плоскости xy.
Далее мы встретимся также с цветовыми пространствами, базирующимися на CIE, но слегка отличающимися, в которых цвета определяются похожим образом: Lab и Luv, где L(lightness) - аналог яркости Y, а ab и uv аналогичны xy диграммы CIE. - Насыщенность(Saturation) – насыщенность цвета сравнительно с собственной яркостью. На диаграмме CIE насыщенность – это расстояние от белого до цвета. Убавьте насыщенность, - и цвет станет менее цветной версией самого себя, сохранив прежнюю яркость.
- Цветовой тон, оттенок(Hue)
– главная характеристика, позволяющая отличить один цвет от другого.
Тон цвета определяется углом относительно точки белого. Если оттенки
сбиты, то каждый цвет будет выглядеть, будто в нём имеется примесь
другого цвета. К примеру, красный с желтоватой примесью будет выглядеть,
как оранжевый. Синий с добавкой красного будет выглядеть слегка
фиолетовым.
На изображении показано, к каким изменениям жёлтого цвета приводит изменение насыщенности, а к каким - тона. - Яркость(Brightness) – яркость цвета. Яркость цвета (или белого) может быть измерена простым фотометром.
Насыщенность


Оттенок/тон


Яркость


В каждом из примеров зелёный справа сдвинут примерно в одинаковой степени. В первом случае – в сторону уменьшения насыщенности, во втором – в сторону желтоватого оттенка, в третьем – снижена яркость.
Как эти понятия связаны?

Координаты цвета xy задают его насыщенность и оттенок. Значение Y задаёт яркость. Правильные координаты xy для всех базовых цветов определены эталонными точками на треугольной диаграмме цветности CIE. Если цвет отклоняется от эталонной точки, смещаясь в сторону других цветов диаграммы, то тон неправильный и нуждается в корректировке. Если цвет смещён ближе или дальше относительно точки белого на диаграмме относительно эталона, то насыщенность неверная и нуждается в корректировке. Наконец, если цвет слишком яркий или тёмный по отношению к эталону (не показанному на диаграмме, но определённому математически), то яркость неверна и нуждается в корректировке.
Координаты цветов на диаграмме CIE по различным стандартам
SMPTE-C | Rec. 709 | ||||||
x | y | Y | x | y | Y | ||
Кр. | 0.6300 | 0.3400 | 0.2124 | Кр. | 0.6400 | 0.3300 | 0.2126 |
Зел. | 0.3100 | 0.5950 | 0.7011 | Зел. | 0.3000 | 0.6000 | 0.7152 |
Син. | 0.1550 | 0.0700 | 0.0866 | Син. | 0.1500 | 0.0600 | 0.0722 |
Жел. | 0.4209 | 0.5067 | 0.9134 | Жел. | 0.4193 | 0.5053 | 0.9278 |
Циан | 0.2306 | 0.3262 | 0.7876 | Циан | 0.2246 | 0.3287 | 0.7874 |
Мадж. | 0.3144 | 0.1606 | 0.2989 | Мадж. | 0.3209 | 0.1542 | 0.2848 |
Бел. | 0.3127 | 0.3290 | 1.0000 | Бел. | 0.3127 | 0.3290 | 1.0000 |
EBU | DCI | ||||||
x | y | Y | x | y | Y | ||
Кр. | 0.6400 | 0.3300 | 0.2220 | Кр. | 0.6800 | 0.3200 | 0.2095 |
Зел. | 0.2900 | 0.6000 | 0.7067 | Зел. | 0.2650 | 0.6900 | 0.7216 |
Син. | 0.1500 | 0.0600 | 0.0713 | Син. | 0.1500 | 0.0600 | 0.0689 |
Жел. | 0.4172 | 0.5018 | 0.9287 | Жел. | 0.4248 | 0.5476 | 0.9311 |
Циан | 0.2197 | 0.3287 | 0.7780 | Циан | 0.2048 | 0.3602 | 0.7905 |
Мадж. | 0.3271 | 0.1576 | 0.2933 | Мадж. | 0.3424 | 0.1544 | 0.2784 |
Бел. | 0.3127 | 0.3290 | 1.0000 | Бел. | 0.3140 | 0.3510 | 1.0000 |
Из всех перечисленных, только координаты xy для основных цветов и белого являются абсолютными. Дополнительные цвета и значения яркости являются производными от координат основных цветов и точки белого. Если у вас основные цвета совпадают с этими стандартами, то этот список правильно определяет яркость, насыщенность и тон ваших дополнительных цветов. Однако, при отличающемся наборе основных цветов, вам, возможно, надо будет нацелиться на на немного другие значения яркости, тона и насыщенности дополнительных цветов. Вычисления, необходимые для описания этих взаимосвязей, слишком громоздкие, чтобы размещать из здесь, но в хорошем калибровочном ПО это всё учитывается.
Хотя чёткие и быстрые рецепты отсутствуют, я бы производил регулировку цветов в следующем порядке:
- Уровни белого и чёрного
- Шкала серого
- Цвет/Оттенок
- Цветовая палитра
Комментариев нет:
Отправить комментарий