На рынке представлены десятки, если не сотни,
экранных материалов разных производителей. Однако если говорить о видах,
то их значительно меньше. А потому есть возможность их хотя бы кратко
охарактеризовать.
- Диффузионные. Говоря по-русски - рассеивающие. Почему зеркало не может служить экраном, а кусок белой материи может? Потому, что он рассеивает свет.
Самый простой и распространенный материал экрана - белый матовый, по-английски Matte White, относится как раз к этой группе. Делают такие поверхности обычно из карбоната магния (MgCO3) или близких по свойствам веществ, внешне похожих на мел. Они не поглощают свет, а весь его рассеивают - от каждой точки поверхности он излучается равномерно во всех направлениях, то есть изотропно (еще иногда говорят, что у такого излучателя сферическая диаграмма направленности).
Именно такая поверхность используется в качестве точки отсчета при измерении яркости экранов, так что это индустриальный стандарт. Ее коэффициент усиления принят за 1.
Специалисты компании Da-Lite к рассевающим материалам относят именно те, чей коэффициент близок к этому значению, как, например, поверхность Da-Mat (рекомендуемый угол обзора 50 градусов, коэффициент усиления 1,0). Единственное исключение - Da-Tex с усилением 2,3 и рекомендуемым углом обзора 35 градусов, который, тем не менее, также относится к этой группе.
Подобные покрытия выпускаются едва ли не всеми ведущими производителями. К примеру, похожее по характеристикам полотно у Draper - это Fiberglass Matt White, только подложка у него из стекловолокна и усиление чуток побольше - 1,1. Из этого же ряда - Draper M1300.
Draper AT 1200 имеет близкие оптические свойства, но является вдобавок акустически прозрачным - у него на каждом квадратном метре свыше 800 тысяч крохотных отверстий. За таким экраном можно смело прятать громкоговоритель центрального канала и не бояться ухудшения отдачи. Вдобавок материал моющийся, огнестойкий, не требует натяжения, и плесень на нем не растет. Аналогичные есть, конечно, и у других производителей.
Иногда рассеивающие поверхности тонируют в серый цвет, за счет чего увеличивается их контрастность при небольшом снижении усиления. Пример - High Contrast Da-Mat с углом просмотра 40 градусов и коэффициентом 0,8 - для кино такая поверхность очень хороша. Если, конечно, яркость проектора позволяет ее использовать.
В принципе, к этой группе можно отнести и простейшие материалы для обратной проекции - например, Video Vision от той же Da-Lite (угол просмотра 55 градусов, усиление 1,0) - от фронтальных они отличаются лишь тем, что работают не на отражение, а на пропускание, имея при этом схожие параметры рассеивания.
- Отражающие. Если диффузионные поверхности можно сравнить с идеально ровным и чистым песчаным пляжем, то отражающие - тот же песок, но с вкраплениями мельчайших осколков перламутровых раковин. В сущности, это гибрид двух поверхностей - отражающей и рассеивающей. Первая увеличивает коэффициент усиления, вторая обеспечивает необходимую равномерность освещения. Такие экраны не являются изотропными, а потому имеют более узкий оптимальный угол просмотра.
У отражающего экрана соблюдается правило равенства угла падения и угла отражения. Конкретный пример - экраны Projecta Pearlescent и Video Spectra с коэффициентом усиления 1,5. Если посмотреть на них под увеличительным стеклом, то видно, что это обычная белая рассеивающая поверхность, усыпанная круглыми отражающими пластинками из двуокиси титана.
Нечто близкое по сути - Datalux от Da-Lite с усилением 2 и углом просмотра 35 градусов.
Экран Projecta Super Wonder-Lite - мягкий, покрытый алюминием, имеющий ребристую фактуру - 42 вертикальных ребра на дюйм. Примерно половина площади поверхности плоская, а остальная - наклонная. Плоская отражает свет на центральную часть зала, а наклонная - на его периферию. Эта структура позволяет получить усиление 2,5 при оптимальном угле обзора 35 градусов. Такие экраны особенны хороши для демонстрации трехмерных компьютерных изображений.
К той же группе следует отнести и экраны с очень большими коэффициентами усиления - 10 - 20, как, например, MOCOM. Они имеют жесткую, слегка вогнутую конструкцию с покрытием из микрочастиц алюминия. Добавление отражающих «присадок» может сочетаться с тонированием в серый цвет и другими мерами повышения контрастности. К примеру, M2500 от Draper (усиление - 2,5).
- Преломляющие. Прежде всего, это так называемые ретро-рефлективные, или регрессивные экраны (не следует их путать с просветными экранами обратной проекции, некоторые из которых, впрочем, также относятся к этой группе). Главная особенность регрессивных экранов - пренебрежение базовым законом оптики о равенстве угла падения и угла отражения: они посылают луч света в направлении его источника, даже если его оптическая ось не перпендикулярна к поверхности экрана. Иногда такие экраны называют преломляющими, что, в общем-то, верно, поскольку противное закону поведение обеспечивается именно преломлением лучей в мельчайших стеклянных шариках, которыми плотно-плотно усыпана вся поверхность, их часто называют бисерными.
Такой экран нужен, например, если проектор не подвешен на потолке, а стоит на столе. Надо сказать, что у бисерных экранов сложилась не самая лучшая репутация. Они дороги, поскольку очень сложны в производстве - нужно обладать технологией размещения большого количества очень маленьких стеклянных шариков на поверхности, которая многократно сворачивается и разворачивается в процессе эксплуатации. Трудно добиться равномерного и ровного прикрепления шариков к поверхности. Такие экраны осыпаются.
Еще одна проблема связана с размером бисера. Если он велик, может снизиться разрешение и возникнуть артефакты. Впрочем, производители успешно решают и эти проблемы. В частности, компания Da-Lite разработала материал High Power, который используется и фирмой Projecta. Чтобы зафиксировать бисер, он покрыт тонкой пленкой. Такой экран можно даже мыть, и он не осыпается. При этом размер шариков (достигающих у обычных бисерных экранов величины 65 микрон) уменьшен до 9 мкм (толщина человеческого волоса — 10 мкм). Усиление у него 2,8.
Любопытно, что экраны High Power за пределами узкого зрительного конуса ведут себя как обычные рассеивающие экраны, давая равномерное, хотя и с меньшим усилением, изображение.
Наконец, к категории преломляющих относятся и просветные экраны со сложным профилем, включающим сферические микролинзы или лентикулярные вертикальные линзы с одной стороны и линзы Френеля - с другой.
Бывают они прозрачными или тонированными - для повышения контрастности. Баланс между рассеиванием и пигментацией - вещь деликатная, поэтому ведущие производители (такие, например, как Da-Lite, Projecta или Draper) имеют в своих программах широкий спектр просветных экранов с разными степенями затемнениями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий