Продолжаем рассмотрение вопросов совместимости форматов проекторов и контента. От теории переходим к практике.
Когда мы смотрим кино не совпадающее с матрицей проектора по формату, картинка неизбежно будет иметь по сверху или сбоку черные полосы (незадействованные элементы матрицы). При низком контрасте проектора или при наличии внешней засветки, эти полосы будут не черные, а серые, что негативно сказываетя на восприятии изображения в целом. Для того, чтобы этого избежать, оно должно быть идеально вписано в белое поле экрана, естественно без попадания в это поле черных полос.
Решается данная проблема двумя способами.
Первый способ – масштабирование (кадрирование) изображения до 100% использования матрицы проектора. В этом случае мы как бы обрезаем края кадра с помощью функции Zoom или режима PanScan, которыми обладает буквально каждый DVD проигрыватель и медиаплеер. При масштабировании формата 16:9 или 2.35:1 для проекторе с соотношенеим сторон 4:3 картинка будет обрезана слева и справа, что порой совершенно не критично (ведь именно такую картинку мы часто наблюдаем, когда смотрим совеменное кино по телевизору). При увеличении кадра формата 4:3 на проекторе с соотношением сторон 16:9 обрезка верха и низа кадра может оказаться фатальной. И тут то самое время вспомнить про проектор формата 16:10, который имеет большую высоту, чем 16:9 при той же ширине.
Преимущество данного способа состоит в том, что при просмотре любого контента задействуется 100% полезной площади экрана (который должен соответствовать, конечно же, формату проектора), а значит мы не видим черных или серых полос по краям кадра.
Вот примеры кадрирования форматов 4:3 и 16:9 в распространенные форматы матриц:
_
_
_
_
А так обрезается кадр формата 2.35:1
_
_
В зависимости от построения кадра, ущерб от обрезки может варьироваться от фатального, до абсолютно не принципиального. Наиболее интенсивно используется возможность широкого кадра в современном кино. Достаточно много старых фильмов или фильмов снятых по традиционным канонам хоть издаются в формате 2.35:1, вполне адекватно смотрятся и в 4:3.
Второй способ мы подсмотрели в кинотеатрах. Там данная проблема решается путем прикрывания краев экрана специальными шторами-кашетами. Вертикальные и горизонтальные кашеты позволяют получить белое поле любого формата, в зависимости от того, каков формат кадра в показываемом фильме. Нечто подобное существует и для домашних кинотеатров. Для примера рассмотрим мультиформатные экраны компании Stewart. Они бывают трех типов, с вертикальным, горизонтальным и 4-х сторонним кашетированием.
Самым функциональным является, экран с горизонтальным кашетированием: основное полотно имеет черное обрамление в форме перевернутой вверх ногами буквы “П”, а верхний край экрана ограничивается дополнительной шторой-кашетой, висящей перед экраном. Взаимное перемещение экрана и кашеты позволяет получить белое поле любого размера. Поскольку переменной является высота кадра, для такого экрана необходимо выбрать проектор с соотношениием сторон 4:3. При этом контент всех форматов нужно отображать во всю ширину без обрезки краёв (данный режим в меню DVD проигрывателей называется 4:3 letterbox). Сушествуют так же версии экранов с горизонтальным кашетированием, для проекторов 16:9, то есть формат меняется от 16:9 только в сторону уменьшения высоты, вплоть до значения 2.40:1.

Экран с горизонтальным кашетированием для проекторов с соотношением сторон 16:9 (слева) и 4:3 (справа)
Более скромные возможности и более простую конструкцию имеет боковое (вертикальное) кашетирование. В этом случае поле экрана неподвижно и ограничивается двумя шторами, закрывающими или открывающими боковые части полотна. Экран с вертикальными кашетами фиксированной ширины позволяет получить рабочее поле двух форматов. В зависимости от типа проекции выбираются либо 4:3 и 16:9 (1.33:1 и 1.78:1), либо 16:9 и 2.35:1 (1.78:1 и 2.35:1). В обоих случаях применяется проектор формата 16:9. Для работы с более широким экраном потребуется еще и анаморфическая линза, изменяющая формат картинки 16:9 до 2.35:1 оптическим способом.

Четырехстороннее ограничение формата экрана происходит путем сочетания вертикального и горизонтального кашетирования. Это чуть более сложно конструктивно, но позволяет получить практически бесконечное количество вариантов формата изображения. Для таких экранов применяются проекторы с соотношением сторон 16:9, поскольку он наиболее эффективен при работе с широкоформатным кино (1.78:1 - 2.40:1).
Экран с четырехсторонним ограничением рабочего поля.
Для удобства работы экраны переменного формата являются моторизироваными и имеют в памяти автоматические настройки для всех распространенных форматов кадра, так что вся подгонка экрана к изображению производится нажатием одной кнопки.
Недостаток у экранов переменного формата один, но для многих покупателей весьма существенный: их стоимость порой превосходит стоимость высококачественного проектора. С другой стороны, имея экран формата 4:3 и плотную черную штору можно организовать себе занедорого "мультискрин" с ручным приводом. В ИКЕЕ, кстати, есть отлично подходящие для этого рулонные шторы. Это не столь удобно, как моторизированный экран, и потребует некоторых конструкторских навыков, но обойдется в разы дешевле и станет разумным приложением к недорогому проектору.
Преимущество такого метода вписывания изображения в формат состоит в том, что кадр отображается без обрезки краев. Главный недостаток заключается в самой процедуре подгонки формата экрана под формат контента – это либо очень дорого, либо не очень удобно. Кроме того, есть еще одна проблема. При вертикальном кашетировании (которое проще всего реализовать в домашних условиях), меняется высота кадра. А именно этот показатель является основным при выборе дистанции между зрителем и экраном. Сужая кадр мы должны подсаживаться ближе, а увеличивая его высоту, отсаживаться дальше. Правильнее всего использовать боковое кашетирование, но тогда нужен либо проектор с соотношением сторон 2.35:1 которого в продаже просто не существует, либо анаморфическая насадка, стоимость которой составляет порядка 4000 у.е..
Уже знакомые картинки - но с иным смыслом. Глядя как меняется высота кадра в зависимости от формата можно понять как сильно нужно изменить дистанцию, чтобы высота картинки не менялась визуально.
Ну и, наконец, третий способ – смотреть все как есть, не обращая внимание на черные полосы по краям экрана. В этом может очень сильно помочь качественное затемнение комнаты и проектор, обладающий высоким реальным контрастом. Впрочем, это уже тема для отдельного материала...
Когда мы смотрим кино не совпадающее с матрицей проектора по формату, картинка неизбежно будет иметь по сверху или сбоку черные полосы (незадействованные элементы матрицы). При низком контрасте проектора или при наличии внешней засветки, эти полосы будут не черные, а серые, что негативно сказываетя на восприятии изображения в целом. Для того, чтобы этого избежать, оно должно быть идеально вписано в белое поле экрана, естественно без попадания в это поле черных полос.
Решается данная проблема двумя способами.
Первый способ – масштабирование (кадрирование) изображения до 100% использования матрицы проектора. В этом случае мы как бы обрезаем края кадра с помощью функции Zoom или режима PanScan, которыми обладает буквально каждый DVD проигрыватель и медиаплеер. При масштабировании формата 16:9 или 2.35:1 для проекторе с соотношенеим сторон 4:3 картинка будет обрезана слева и справа, что порой совершенно не критично (ведь именно такую картинку мы часто наблюдаем, когда смотрим совеменное кино по телевизору). При увеличении кадра формата 4:3 на проекторе с соотношением сторон 16:9 обрезка верха и низа кадра может оказаться фатальной. И тут то самое время вспомнить про проектор формата 16:10, который имеет большую высоту, чем 16:9 при той же ширине.
Преимущество данного способа состоит в том, что при просмотре любого контента задействуется 100% полезной площади экрана (который должен соответствовать, конечно же, формату проектора), а значит мы не видим черных или серых полос по краям кадра.
Вот примеры кадрирования форматов 4:3 и 16:9 в распространенные форматы матриц:






А так обрезается кадр формата 2.35:1



В зависимости от построения кадра, ущерб от обрезки может варьироваться от фатального, до абсолютно не принципиального. Наиболее интенсивно используется возможность широкого кадра в современном кино. Достаточно много старых фильмов или фильмов снятых по традиционным канонам хоть издаются в формате 2.35:1, вполне адекватно смотрятся и в 4:3.
Второй способ мы подсмотрели в кинотеатрах. Там данная проблема решается путем прикрывания краев экрана специальными шторами-кашетами. Вертикальные и горизонтальные кашеты позволяют получить белое поле любого формата, в зависимости от того, каков формат кадра в показываемом фильме. Нечто подобное существует и для домашних кинотеатров. Для примера рассмотрим мультиформатные экраны компании Stewart. Они бывают трех типов, с вертикальным, горизонтальным и 4-х сторонним кашетированием.
Самым функциональным является, экран с горизонтальным кашетированием: основное полотно имеет черное обрамление в форме перевернутой вверх ногами буквы “П”, а верхний край экрана ограничивается дополнительной шторой-кашетой, висящей перед экраном. Взаимное перемещение экрана и кашеты позволяет получить белое поле любого размера. Поскольку переменной является высота кадра, для такого экрана необходимо выбрать проектор с соотношениием сторон 4:3. При этом контент всех форматов нужно отображать во всю ширину без обрезки краёв (данный режим в меню DVD проигрывателей называется 4:3 letterbox). Сушествуют так же версии экранов с горизонтальным кашетированием, для проекторов 16:9, то есть формат меняется от 16:9 только в сторону уменьшения высоты, вплоть до значения 2.40:1.


Более скромные возможности и более простую конструкцию имеет боковое (вертикальное) кашетирование. В этом случае поле экрана неподвижно и ограничивается двумя шторами, закрывающими или открывающими боковые части полотна. Экран с вертикальными кашетами фиксированной ширины позволяет получить рабочее поле двух форматов. В зависимости от типа проекции выбираются либо 4:3 и 16:9 (1.33:1 и 1.78:1), либо 16:9 и 2.35:1 (1.78:1 и 2.35:1). В обоих случаях применяется проектор формата 16:9. Для работы с более широким экраном потребуется еще и анаморфическая линза, изменяющая формат картинки 16:9 до 2.35:1 оптическим способом.


Экран с вертикальным кашетированием для проектора формата 16:9 с анаморфической насадкой (слева) и без (справа).
Четырехстороннее ограничение формата экрана происходит путем сочетания вертикального и горизонтального кашетирования. Это чуть более сложно конструктивно, но позволяет получить практически бесконечное количество вариантов формата изображения. Для таких экранов применяются проекторы с соотношением сторон 16:9, поскольку он наиболее эффективен при работе с широкоформатным кино (1.78:1 - 2.40:1).

Для удобства работы экраны переменного формата являются моторизироваными и имеют в памяти автоматические настройки для всех распространенных форматов кадра, так что вся подгонка экрана к изображению производится нажатием одной кнопки.
Недостаток у экранов переменного формата один, но для многих покупателей весьма существенный: их стоимость порой превосходит стоимость высококачественного проектора. С другой стороны, имея экран формата 4:3 и плотную черную штору можно организовать себе занедорого "мультискрин" с ручным приводом. В ИКЕЕ, кстати, есть отлично подходящие для этого рулонные шторы. Это не столь удобно, как моторизированный экран, и потребует некоторых конструкторских навыков, но обойдется в разы дешевле и станет разумным приложением к недорогому проектору.
Преимущество такого метода вписывания изображения в формат состоит в том, что кадр отображается без обрезки краев. Главный недостаток заключается в самой процедуре подгонки формата экрана под формат контента – это либо очень дорого, либо не очень удобно. Кроме того, есть еще одна проблема. При вертикальном кашетировании (которое проще всего реализовать в домашних условиях), меняется высота кадра. А именно этот показатель является основным при выборе дистанции между зрителем и экраном. Сужая кадр мы должны подсаживаться ближе, а увеличивая его высоту, отсаживаться дальше. Правильнее всего использовать боковое кашетирование, но тогда нужен либо проектор с соотношением сторон 2.35:1 которого в продаже просто не существует, либо анаморфическая насадка, стоимость которой составляет порядка 4000 у.е..
Уже знакомые картинки - но с иным смыслом. Глядя как меняется высота кадра в зависимости от формата можно понять как сильно нужно изменить дистанцию, чтобы высота картинки не менялась визуально.
Ну и, наконец, третий способ – смотреть все как есть, не обращая внимание на черные полосы по краям экрана. В этом может очень сильно помочь качественное затемнение комнаты и проектор, обладающий высоким реальным контрастом. Впрочем, это уже тема для отдельного материала...
Комментариев нет:
Отправить комментарий