понедельник, 17 декабря 2012 г.

Проекционные технологии для образования.

Освоение проекционной техники российскими образовательными учреждениями началось совсем недавно. Поздний старт связан, с тем, что проекционная техника до недавнего времени относилась к категории «эксклюзивной», дорогой техники и находилась за рамками покупательской способности образовательных учреждений. Другой  причиной, тормозившей ее внедрение - это настороженное отношение к проекционным -технологиям со стороны преподавательского состава. Все новое вызывало некоторое сопротивление, особенно если это касалось сложной техники. Сложность возникала не столько в плане управления, сколько в необходимости адаптации учебных курсов к  возможностям IT. Здесь следует отметить, что многие учреждения образования проекционную технику воспринимают как предмет образования, в то время как ее  следует использовать как инструмент образовательного процесса.

В последние годы наметился прогресс: проекционная техника стала более доступна, заметно поменялось отношение к IT-технологии. В виду достаточной финансовой независимостью первыми на путь освоения проекционных технологий стали ВУЗы.   Наличие программ платного обучения и выделяемых грантов Вузы стали уделять внимание оснащению учебных аудиторий проекционной техникой. Благодаря государственной поддержке к оснащению образовательного процесса проекционной техникой стали активно подключаться  школы. Важная роль в оснащении школ проекционной техникой принадлежит национальной программе «Образование», для реализации которой  Министерством образования Российской Федерации было разработано и утверждено Требование по материально-техническому обеспечению учебного процесса, в том числе  проекционной техникой (мультимедиа- проекторы, оверхед- проекторы, диапроекторы, компьютеры, видеомагнитофоны, проекционный экраны, интерактивные и офисные доски и др.).

 Для показа учебных материалов образовательные учреждения приобретают проекторы, которые можно использовать как стационарно, так и мобильно (перемещая от аудитории к аудитории). Приобретаемые ими проекторы в своей основной массе стоят относительно недорого. Однако, к сожалению, такие проекторы обладают минимальными возможностями.

 Учреждения образования относятся к государственным и муниципальным предприятиям. Поэтому покупку проекционной техники они осуществляют  в соответствии с действующим законом «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». 

Анализируя размещаемые заказы на поставку проекционного оборудования убеждаешься, что большинство  из них составляются теми, кто не имеет необходимых знаний и опыта   данных типах товаров. В документах размещаемых заказов можно увидеть  в полном объеме Закон «О размещении заказов …»,  и  отсутствие квалифицированного технического решения. Например, в одной опубликованной информации о размещении заказа о  поставке проектора  начальная максимальная стоимость оказалась ниже минимальной рыночной стоимости. В технических характеристиках запрашиваемого проектора были допущены ошибки и  надуманные требования. В заказе отсутствовала информация об аудитории, ее освещенности, о месте  установки (креплении)  проектора,  не было информации о проекционном экране, источнике видеосигнала и др.  Чтобы говорить о конкретном проекторе и получать высококачественное изображение,  необходимо иметь не только пожелания и финансовые возможности,  но и  владеть реально выполненным техническим решением.

 Процесс оснащения проекционной техникой по действующей методике трудоемок и неэффективен.  Возможно, что отбор дорогостоящих технических решений, перед их исполнением, следует подвергать экспертным исследованиям, в том числе по конкурсным и аукционным методикам. Что же касается  оснащения учебных аудиторий, взамен действующей методики, следовало бы использовать другие варианты. Например, оснащение учебных аудиторий вышеуказанной техникой поручать специализированным компаниям, обладающим достаточными знаниями и опытом в данной области техники, умеющим  выполнять комплекс работ: разработка технических решений, поставка, инсталляция оборудования, пуско-наладочные работы, обучение обслуживающего персонала и др. Отбор таких компаний и заключение с ними соответствующих договорных обязательств могли бы выполнять федеральные, региональные или муниципальные органы управления образования. 

Для больших аудиторий следует подбирать проекторы высокого класса, обладающих  существенным световым потоком, высоким разрешением и широкими функциональными возможностями. В  таких   случаях  наблюдается  комплексный  подход  к оснащению учебных   аудиторий  (проекторы обычно устанавливаются стационарно, коммутируются с источниками сигналов и управляющими системами). Выбор проекторов этого класса осуществляется с учетом размеров аудитории, местом и способом крепления проектора, размеров экрана и расстояния между проектором и экраном, освещенности зала и других исходных данных. Цены таких проекторов значительно выше. В отдельных случаях, когда расстояние достаточно большое и наоборот чрезмерно малое устанавливаются так называемые инсталляционные проекторы, для которых подбирается соответствующая оптика и проекционные экраны.                     
                
Необходимыми элементами проекционной системы являются проектор, проекционный экран, устройства передачи видеосигнала (компьютер, NoteBook, видеомагнитофон и др.), система коммуникации и управления. В отдельных случаях по требованию заказчика устанавливается акустические и микрофонные системы. Их установку  целесообразно устанавливать в больших аудиториях. 

В проекционной системе важная роль принадлежит проекционному экрану. При выборе и монтаже экрана необходимо соблюдать ряд рекомендаций и требований в частности    учитывать размеры аудитории, условия освещенности аудитории, характеристики проектора и другие данные.  

В учебных аудиториях проектор можно крепить к потолку к стене или размещаться на специальной подставке с регулировкой по высоте.  При стационарном использовании экрана его крепление осуществляется к стене или потолку. При мобильном варианте лучше использовать презентационный экран ( на треноге, настольный или напольный). 

Еще одним интересным устройством для образования является интерактивная доска. Интерактивная доска - это устройство, позволяющее преподавателю или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Область применения интерактивных досок весьма обширна. В сфере образования она дает возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Перед началом работы интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео сигнала). Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым лектор имеет доска Panasonicполный доступ к управлению компьютером. Запись на интерактивной доске ведется специальным электронным пером или даже пальцем. Докладчик, Взяв в руки специальный маркер, преподаватель может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства "улавливают" прикосновения, и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки. Интерактивные доски снабжены лотком, тремя маркерами разного цвета и ластиком. Докладчик может заранее задать цвета маркеров, которые он будет использовать во время выступления - тогда доска автоматически реагирует, что из лотка взят, например, зеленый маркер или ластик.

Для пользователей интерактивными досками представляется программное обеспечение на русском языке, что позволяет выстраивать файлы лекции в нужной последовательности и сохранять в виде альбомов с графическими файлами, фиксировать отдельные этапы выступления,  при необходимости возвращать на экран ранее сделанную запись или слайд.

Для организации высокоэффективного процесса обучения учреждениям образования современный рынок предлагает лингафонные кабинеты. Это повышает образовательный процесс в школах и ВУЗ-ах.

 На современном этапе развития многие образовательные учреждения стали активно использовать технологию дистанционного обучения.

 Для Российской Федерации с населением, распределенным на громадной территории с разной плотностью, с наличием множества малых поселений, мало комплектных школ и т. д. дистанционное обучение является практически единственным способом реализации конституционных прав граждан на получение качественного образования независимо от места проживания. С его помощью облегчается решение таких насущных вопросов, как непрерывное образование, образование инвалидов, повышение квалификации специалистов и др.

В последние годы в образовательных учреждениях в качестве компонентов обучения появились такие технические средства, как системы видеоконференций. Видеоконференции представляют собой современную технологию общения двух и более лиц, при котором в реальном времени передаются по каналам связи не только видеоизображения и звук общающихся сторон,  но  и  различные  электронные  документы. Видеоконференции разделяются на персональные (ПВ), групповые (ГВ) и студийные (СВ). 

Сочетание двух технологий – дистанционное обучение и системы видеоконференции в образовательном процессе позволяет:
  • осуществить доставку знаний от образовательного учреждения к месту проживания и работы слушателей и наоборот;
  • привлечь   для   чтения   лекций высококвалифицированных специалистов научных центров страны;
  • сократить командировочные расходы и время преподавателей на посещение региональных филиалов и отделений;
  • увеличить число слушателей без  роста штата преподавателей;
  • сократить стоимость обучения;
  • сократить финансовые и материальные затраты на создание и развитие материально-технической  базы учебных заведений и  дополнительного штата преподавателей;
  • проведение семинаров в виртуальных вузах по инициативе обучаемых;
  • повысить уровень знаний за счет одновременного воздействия на органы слуха и зрения  слушателей;
  • использовать потенциал российской образовательной системы для экспорта образовательных услуг. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий