вторник, 18 декабря 2012 г.

Форматы проекторов и контента. Часть 1.

Все, кто постоянно смотрит телеэфир или является заядлым киноманом, неизбежно сталкиваются с проблемой несовпадения формата средства визуализации и фильма. Просматривая новый блокбастер на экране старого ЭЛТ телевизора мы видим узкую полоску кадра посреди экрана и огромные черные полосы вверху и внизу. Ну а если Вы уже успели сменить старый «квадратный» телевизор на новый широкоформатный, то при просмотре телеэфира наблюдаете все те же черные полосы, но уже по бокам изображения. Ситуация с проекторами абсолютно аналогичная, а начало этому было положено более полувека назад...

Прежде чем начать наш рассказ о форматах, введем два простых определения:
  • Соотношение сторон или формат. Понятие “соотношение сторон” имеет совершенно буквальный смысл, это цифры позволяющие понять насколько одна ширина изображения больше его высоты. Обозночается формат экрана в виде отношения, например 16:9 или 2.35:1.
  • Матрица проектора. Под понятием “матрица” мы будем подразумевать (обобщенно) ту часть проектора, на которой формируется изображение. Формат матрицы неизменен и заложен конструктивно. Если изображение не совпадает по формату с форматом матрицы, незадействованная область отображается черным цветом.
Говорить о форматах проекторов не затрагивая воспроизводимый на них контент было бы не верно хотя бы потому, что именно форматам кино стремятся соответствовать производители бытовых средств визуализации. Поэтому, обратим свой взор на историю развития киноиндустрии и стандартов тиражирования кино.

Эволюция форматов изображения в кинотеатрах и дома

История мирового кинематографа началась с одного единственного формата картинки, имеющего соотношение сторон 1.33:1 или как нам более привычно 4:3. В этом формате снимались фильмы в первой половине ХХ века. Этот же формат был принят за основу при организации телевещания, благодаря чему все ЭЛТ телевизоры и современный эфирный сигнал стандартной четкости имеют соотношение сторон 4:3.
Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
Все было бы замечательно, если бы кинопроизводители не начали менять формат кадра в сторону увеличения его ширины. Официальным предлогом для этого послужил тот факт, что при увеличении ширины кадра задействуется переферическое зрение и обеспечивается наибольшее погружений в просмотр. Это действительно так, хотя нельзя сказать, что посредственное кино, снятое в широком формате становится шедевром, а шедевр урезанный до 4:3 превращается в посредственный фильм. На самом деле, решение расширить формат кадра было принято под влиянием другой, более веской причины: с появлением телевидения, зрители просто перестали ходить в кинотеатры. Организовав себе монополию на отображение широкоформатных фильмов, кинопрокатчики смогли привлечь зрителей обратно в кинотеатры.
Широкоформатное кино активно развивалось в 50-70-е годы. В то время практически каждая крупная голливудская студия разрабатывала и совершенствовала собственный формат.

Соотношение сторон кадра варьировалось в широких пределах от 1.66:1 до 2.77:1. Все новые фильмы имели кадр шире, чем экран телевизора и показывались в полном формате исключительно в кинотеатрах. Для телевидения и домашнего видео единственным стандартом все еще был формат 4:3.

Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
Только с приходом цифровых носителей и в частности DVD, производители контента закрепили за собой право на тиражирование фильмов в широком формате. В качестве стандарта было выбрано соотношение сторон 1.78:1 или, как для нас более привычно, 16:9. Часть фильмов полностью совпадала с этим форматом или даже снималась под него, но большинство блокбастеров имело еще более широкий кадр, так что это решение стало своего рода компромиссом: издатели могли порадовать киноманов широформатной версией фильма, а кинотеатры сохранили свою монополию на предельную ширину кадра.

Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
Следующий формат для тиражирования широкоформатного кино окончательно утвердился с приходом Blu-ray дисков. Стандартом стал CinemaScope (разработка XX CenturyFox) обладающий соотношением сторон 2.35:1, что в более привычном для нас виде приблизительно равно 21:9. Опять же, ширина кадра взята не максимальная, поскольку стандарту CinemaScope уже около полувека, и с тех пор киноиндустрия уже успела освоить еще более широкий кадр (например Ultra Panavision 2.77:1, разработанный в 70-х годах компаниями MGM и Paramount). То есть кинотеатры вновь сохранили свое право “широкого формата”, а обычные покупатели получили возможность еще немного приблизить картинку домашнего кинотеатра к настоящему большому кино.

Сегодня можно найти издания и с другими соотношениями сторон, но подавляющее большинство дисков издается именно в трех форматах: 4:3, 16:9, 2.35:1.

Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.

Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
_
Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
_
Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
Основные форматы тиражирования кино

Совмещая несовместимое

Вся эта битва за ширину кадра породила одну весьма серьезную проблему: картинка, записанная на носителе не всегда совпадает по формату со средством визуализации, которые доступны покупателю.

В конце прошлого века большинство из нас смотрели фильмы формата 16:9 на телевизорах с соотношением сторон 4:3. В верхней и нижней части экрана мы имели две черные полосы, а картинка получалась, заметно меньше, чем при показе телеэфира.

Теперь, же, когда стандартом стал для бытовых средств отображения формат 16:9 добрая половина фильмов издается уже в 2.35:1 и мы опять имеем все те же черные полосы.
Первые телевизоры формата 21:9 (2.35:1) только начали появляться в свободной продаже, а о проекторах с таким соотношением сторон матрицы пока даже новостей никаких нет.
Если рассматривать доступные по цене современные проекторы, то можно выделить три основных формата матриц: 4:3, 16:9 и 16:10. Причем из трех соотношений сторон только 16:9 считается изначально кинотеатральным, а 4:3 и 16:10 были выбраны производителям для того, чтобы соответствовать стандартам компьютерной техники (именно эти два формата имеют мониторы старого и нового типа). Конечно же, ни кто не запрещает использовать качественные презентационные проекторы в качестве кинотеатральных и более того, на их основе уже производятся недорогие домашние и универсальные проекторы. Фактически, выбирая домашний проектор мы можем выбирать из трех различных форматов: 4:3, 16:9 и 16:10.

На следующих ниже иллюстрациях мы показали как совмещаются между собой кинокадры и матрицы различных форматов:

Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
_
Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
_
Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
_
Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
_
Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
_
Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
_
Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.
Очевидно, что какой бы мы проектор ни выбрали, наиболее эффективно он будет работать лишь при отображении одного из форматов. Тем, кто рассматривает проектор как замену телевизору, является любителем киноклассики или телесериалов, есть смысл остановить выбор на устройстве с форматом 4:3. При просмотре самого широкого кадра (2.35:1) на таком проекторе будет задействована только половина активных элементов матрицы, а значит четкость будет ниже, чем при просмотре кадра 4:3. Поэтому тем, кто выбирает проектор для современного кино, есть смысл выбрать формат 16:9, как наиболее широкий на сегодня стандарт.

Формат 16:10 на первый взгляд не особенно удачен для кино, поскольку ни один кадр не задействует 100% матрицы. Но если внимательно посмотреть на таблицу эффективности использования матрицы, то будет заметен факт наибольшей его универсальности.


Все шире, и шире, и шире...  Форматы проекторов и контента. Часть 1.

То есть, если взять два проектора с одинаковой шириной матрицы, но разной ее высотой (именно этим конструктивно отличаются матрицы 16:9 и 16:10), то форматы 16:9 и 2.35:1 будут отображаться на них абсолютно одинаково, а вот кадр 4:3 на аппарате с соотношением сторон 16:10 будет крупнее, чем на проекторе с соотношением сторон 16:9.

Как решается проблема совмещения форматов контента и проектора на практике, мы рассмотрим во второй части статьи....

Комментариев нет:

Отправить комментарий