пятница, 7 июня 2013 г.

Строительство HD-мира. Часть 2


Телевизоры. Проекторы. На чем смотреть?

С устройствами, на которых можно смотреть HDTV, никаких проблем нет: телевизоры и мониторы, поддерживающие максимально возможное HD-разрешение, 1920х1080, в продаже есть в заметных количествах. Проблема только одна, но, как всегда, она довольно тяжело решаема – финансовая. Если же финансовых проблем нет, и вы готовы выбрать себе телевизор, следует весьма внимательно отнестись к одному из вроде бы несущественных параметров, а именно к входным терминалам. Дело в том, что все устройства, которые умеют отдавать HD-контент, за исключением видеокамер, требуют не просто подключения по интерфейсу HDMI, который уже несколько лет применяется, а подключения с поддержкой протокола HDCP (см. врезку).

HDCP (High-Bandwidth Digital Content Protection) – защита цифрового контента в высокоскоростных устройствах. Этот протокол был разработан компанией Intel с целью предотвратить «снятие» картинки в высоком разрешении с выходов воспроизводящих устройств. Каждое (!) устройство, поддерживающее HDCP, имеет уникальный набор ключей, которых ни много ни мало 40 штук по 56 бит каждый. Если обнаружится, что какое-либо устройство «нарушит конвенцию» и через него будет возможно стороннее «снятие» информации, то такое устройство попадет в список запрещенных и вывод на него HD станет невозможным.

К сожалению, уже выпущено и продано огромное количество LCD-телевизоров, плазменных панелей и мониторов, в которых поддержки HDCP нет. Так что ежели ваш телевизор/монитор HDCP не поддерживает, то вы сможете увидеть только картинку в стандартном ТВ-разрешении. Отсюда несложно сделать вывод – покупать сейчас любой дисплей, умеющий показывать HD-видео, без поддержки HDCP по HDMI-входу нельзя. Наличие DVI ситуацию никак не меняет, так как протокол HDCP должен быть и для DVI, если вы хотите смотреть в будущем HD DVD- или Blu-Ray-диски.

Несмотря на то, что эфирное (спутниковое, кабельное) HDTV в основном использует формат 720p, для которого достаточно иметь недорогой LCD- или плазменный телевизор с разрешением 1366х768, лучше приобрести телевизор с поддержкой 1080p. Понятно, что такой выбор можно сделать, только располагая соответствующими финансами, но неэфирного контента в разрешении 1920х1080 очень много. Это как многочисленные HD DVD-рипы, кои легко отыскать в Сети, так и HD DVD- и Blu-Ray-диски. В последнее время все больше и больше появляется проекторов с разрешением 1920х1080, причем и цены заметно снижаются. Многие модели проекторов можно купить менее чем за 40000 рублей. Практически, телевизорам уже нечего противопоставить (по цене и качеству), большинству подобных моделей.

Видеокамеры. Чем снимать?

Видеокамеры с HD оказались первыми устройствами, доступными по стоимости обычному человеку. Для съемки любительского видео в HD был придуман специальный формат HDV (High Definition Video). В этом формате съемка производится с физическим разрешением 1440х1080, которое при выводе преобразуется в 1920х1080. К сожалению, был принят чересстрочный (интерлейсный) формат видео с кодированием MPEG-2. Для совместимости с обычными miniDV-кассетами используется скорость потока в 25 мегабит/сек. Первой любительскую камеру HDV-формата выпустила Sony. Камера Sony HDR-HC1 вышла в 2005 году и сразу стала популярной. 

Монтаж видео в HDV-формате сейчас уже не является проблемой: все популярные видеоредакторы умеют с ним работать. Но готовьтесь к серьезному «апгрейду» своего компьютера до двухъядерного процессора (оптимально использовать Intel Core 2) со всей положенной обвязкой, в противном случае монтаж HDV будет мучительно муторным, вы же будете иметь дело не просто с MPEG-2, а с реальным разрешением каждого кадра 1440х1080 плюс MPEG-2.

Справедливости ради, надо заметить, что разработчики видеоредакторов применяют различные ухищрения для уменьшения нагрузки при монтаже HDV-видео. В редакторе Ulead MediaStudio Pro 8.0, например, можно включить так называемый proxy режим, в котором при монтаже будет просчитываться видео в меньшем разрешении, и только при выводе результата редактор будет использовать оригинальное видео.

Но не вся индустрия поддержала HDV-формат. Panasonic сразу же заявил, что с его стороны поддержки HDV не будет, поскольку формат MPEG-2 уже практически одной ногой в могиле, так как требует высокой скорости потока, поэтому в любительском видео надо использовать AVC/H.264. Sony также поддержала эту идею (правда, не отказавшись от HDV), формат получил название для потребителей AVCHD. Но первой видеокамеру в этом формате создала опять же Sony – она выпустила модель HDR-SR1E с записью на жесткий диск и аналогичную модель HDR-UX1E с записью на 8-сантиметровый DVD-диск. При втрое меньшей скорости потока качество картинки у AVCHD-камер не уступает, а порой превосходит картинку с HDV-камер, при прочих равных условиях, конечно. Но с AVCHD есть проблема – пока этот формат не поддержан производителями программ для видеомонтажа. На данный момент редактировать его фактически нечем, поэтому о монтаже мечтать пока не стоит. Есть и второе «но» – даже просто просмотр видео в этом формате требует практически топового на сегодняшний день компьютера. Что касается комфортного редактирования, то, боюсь, таких бытовых компьютеров для этих целей просто нет в природе.

Перспектив в развитии видеокамер масса. Пока самым узким местом остается носитель. Не от хорошей жизни авторы HDV-формата подгоняли его под miniDV-кассету – просто нет иного носителя с ценой за 4 гигабайта, который можно было бы использовать в портативной видеокамере. Идеальным решением было бы использование форматов с минимальной степенью сжатия, которые уже применяются в профессиональном видео, таких, как JPEG2000 (это не ошибка, просто каждый кадр сохраняется в этом формате) или DVCPRO HD. При использовании таких или аналогичных форматов качество картинки близко к идеалу, возможен покадровый монтаж, но есть одно большое «но» – размер видео. Он в разы больше, чем при применении MPEG-2, не говоря уже о MPEG-4 (AVC/H.264).

Пока же производители видеокамер, скорее всего, будут активно применять AVCHD, используя флэш-карты и жесткие диски с постепенным переходом только на флэш-карты. К сожалению, такой путь развития приведет к отказу от монтажа среди любителей, но вряд ли это остановит производителей видеокамер. 

Что подключать к телевизорам?

Формат нового поколения Blu-ray расправился с конкурентом HD DVD и за какой-то год превратился из недоступной экзотики для избранных в реального игрока на рынке. Поговорим о том, что сегодня ожидает человека, который желает приобщиться к видео высокой четкости и присматривается к проигрывателям Blu-ray. Чем отличаются плееры последнего поколения от своих предшественников и на что стоит обращать внимание при выборе.

Все современные Blu-ray проигрыватели оснащены интерфейсом HDMI 1.3/1.4, в то время как некоторые первые модели поддерживали лишь версию 1.2. Что это означает на практике? Прежде всего, максимальная пропускная способность шины увеличилась с 165 до 340 МГц, что позволяет передавать больше данных, то есть видео с высоким разрешением и несжатый многоканальный звук. Скорость потока выросла с 4,95 до 10,2 Гбит/с, из которых до 8,16 Гбит/с приходится на видеосигнал, а 36,86 Мбит/с - на звук. Наконец, версия 1.3 позволяет передавать уже не 24-, а 30-, 36- и 48-битный цвет (1,073 млрд, 68,71 млрд и 281,5 трлн оттенков), а максимальное разрешение при 24-битной глубине цвета достигает 2560х1600 точек с прогрессивной разверткой. Как правило, в спецификациях глубина цвета выше 30 бит называется Deep Color («глубокий цвет»), в отличие от 24-битного True Color («естественный цвет»). Разумеется, для работы в режиме Deep Color его должен поддерживать как проигрыватель, так и телевизор.

Еще один режим, реализация которого стала возможна благодаря внедрению HDMI 1.3, - xvYCC или x.v.Color. Это технология расширения цветового диапазона по сравнению с обычным телестандартом sRGB. Количество оттенков увеличено за счет задействования служебных значений кодирования цвета в аналоговых телевизионных системах, освободившихся при переходе на цифру. Если в RGB каждый цвет был представлен 8-битным значением от 16 до 235, то в xvYCC используются все варианты от 0 до 255, что позволяет расширить диапазон в 1,8 раза. Как и в случае с Deep Color, этот режим должен поддерживать и источник, и дисплей.

Все последние модели проигрывателей Blu-ray поддерживают максимальное разрешение FullHD, то есть 1920х1080 точек с прогрессивной разверткой. Но если вы хотите получить максимальное удовольствие от просмотра, имейте в виду, что и плеер, и телевизор должны понимать режим 24p. Его смысл в том, что изображение формируется с «киношной» частотой 24 кадра в секунду, в то время как обычные DVD, видеопленки и телепередачи демонстрируются с частотой 25 кадров в секунду, то есть чуть быстрее той, с которой изначально были записаны. Причина такого разнобоя - чисто историческая: фильмы традиционно снимают на пленку с частотой 24 кадра в секунду (сегодня - уже не всегда), а в основу телевизионных стандартов PAL и SECAM была положена частота 25 кадров в секунду, то есть 50 полукадров в секунду при чересстрочной развертке. Это позволило упростить конструкцию телеприемников, поскольку частота кадров соответствовала частоте переменного тока местной электросети, то есть 50 Гц. В США и Японии частота тока в сети 60 Гц, а частота кадров в стандарте NTSC - 30 кадров в секунду (60 полукадров в чересстрочной развертке).

Широкая пропускная способность интерфейса HDMI 1.3 сделала возможной реализацию таких новейших многоканальных форматов, как Dolby TrueHD и DTS HD Master Audio. Для полноценного использования этих форматов нужен поддерживающий их плеер, ресивер или усилитель и многоканальная акустическая система.

К необходимым дополнительным возможностям современных проигрывателей Blu-ray следует отнести поддержку формата AVCHD, с которым работают цифровые видеокамеры, использующие в качестве носителей диски DVD, винчестеры и карты памяти. Помимо съемки в стандартном разрешении, многие камеры способны записывать видео высокой четкости: как правило, это формат 1080i. А некоторые модели уже научились работать в формате 1080p, причем даже в «киношном» варианте 1080p24.

Почти все современные BD-проигрыватели относятся к так называемому «профилю 2», то есть в них полностью реализованы все функции, заложенные спецификацией Blu-ray. Самая заметная из них — это BD-Live, предусматривающая доступ к интерактивному контенту в интернете. Для подключения к Сети используется стандартный Ethernet-интерфейс — он встречается и в моделях «профиля 1.1», но там он предназначен исключительно для обновления прошивки. В перспективе BD-Live обещает возможность загрузки трейлеров и игр на встроенную память или флэш-карту, участие в интернет-дискуссиях и встречах с режиссерами, но пока эта функция не слишком развита.

Несомненно, проигрыватель Blu-ray обеспечивает высокое качество картинки. Тем не менее какие-то модели не поддерживают DTS HD Master Audio, другие неважно справляются с масштабированием картинки стандартных DVD, а третьи принципиально не признают коллекции MP3, записанные на CD, хотя прекрасно воспроизводят их с DVD. Поэтому мы рекомендуем, перед покупкой, внимательно изучать спецификации.

Фильмы в формате Blu-ray стоят от 700 до 1500 рублей за однодисковое издание. По сравнению с DVD, которые продаются за 150-300 рублей, это довольно дорого. Впрочем, техника для воспроизведения Blu-ray тоже пока стоит недешево. Нужны как минимум плоская панель последнего поколения с разрешением FullHD, проигрыватель, многоканальный ресивер с поддержкой новейших цифровых форматов и комплект акустических систем. Если уложитесь в три тысячи долларов, получите лишь самую бюджетную систему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий