вторник, 5 февраля 2013 г.

Полезные советы по оборудованию учебных аудиторий.



Что же такое школьный класс? В большинстве случаев класс - это немногим больше, чем коробка с окнами на одной стороне, дверью на другой, столами и стульями для учащихся. 

Обычно помещение никак не подготовлено акустически, в нем нет специального освещения и светозащитных штор. Пол может быть выложен плиткой или покрыт другим прочным и износостойким материалом. Классов много, и в них для отделки обычно используются материалы среднего качества. Это неплохие материалы, но они создают не самую подходящую среду для аудиовизуальной техники. И учителя, как правило, не очень подкованы технически, так что мы должны обезопасить их от их собственных ошибок.

Оборудование - правильный выбор

Как и во многих других случаях, вопрос выбора оборудования упирается в бюджет проекта. Если речь идет об оснащении уже существующего здания, нужно описание класса или выезд на место специалиста. Сделать это нужно около полудня и внимательно посмотреть на все помещения в это самое светлое время дня. Причина проста - не все классы одинаково ориентированы по отношению к солнцу, и важно определить, где понадобятся шторы, защищающие проекционный экран от прямого освещения солнечными лучами.

Также обращают внимание на электропроводку. Если в бюджете достаточно средств, то самым лучшим решением будет прокладка отдельной линии для питания аудиовизуального оборудования. Тем самым вы защитите систему от обычных неприятностей (например, когда рассеянный учитель включает в  розетку на 2А, нагреватель или другой прибор, потребляющий 10 ампер).

Какое оборудование выбрать? Некоторые ограничивающие факторы выявятся достаточно быстро - это размер класса, освещенность, число учащихся. Каждый из этих параметров должен учитываться при определении размера экрана и яркости проектора. В то же время следует принимать во внимание и содержание учебного курса. Почему? Потому, что для некоторых задач требуется изображение высокого разрешения, а для других оно совсем не обязательно. Например, лет пять назад считалось, что проекторы с SVGA-разрешением вымрут, и хотя они присутствовали на рынке, предложение неуклонно сокращалось. А сейчас поняли, что для начальных классов эти проекторы как раз то, что нужно! И несколько фирм начали выпуск SVGA-проекторов на DLP-матрицах TI второго поколения. Почему? Потому, что они ДЁШЕВЫ и прекрасно вписываются в школьный бюджет.

Стоимость для образовательных учреждений всегда имеет большое значение, и это следует учитывать, но приняв во внимание реальные факты, вы придете к выводу, что XGA - это минимально возможное разрешение. Какой должна быть яркость проектора? Не меньше 2000 люмен, но в некоторых случаях при наличии сильной посторонней засветки может понадобиться 3000.

По возможности, выбирайте проектор со встроенным сетевым интерфейсом. В этом случае школьный системный администратор сможет дистанционно проверять состояние каждого проектора. Сетевая функциональность также дает дополнительную степень защиты от краж - можно настроить проектор так, что при его отключении от сети по электронной почте будет отправляться сообщение об этом. С той же целью некоторые производители в проекторах, предназначенных для образовательных учреждений, применяют контроль доступа и для разблокирования требуют ввести PIN-код, а корпуса окрашивают в ярко-оранжевый цвет.

Сигналы, интерфейсы и кабели

С какими форматами сигналов придется работать? Кроме очевидного компьютерного графического сигнала, следует подумать хотя бы о композитном и S-video. Возможность работы с цифровыми сигналами будет дополнительным плюсом и поможет продлить срок эксплуатации системы.

Если попытаться сформулировать нынешнюю ситуацию в одном предложении, то это наступление цифрового контента высокого разрешения и занятие им рынка с гораздо большей скоростью, чем кто-либо мог предположить.

Обычно в школьных классах требуется всего несколько разъемов для подключения оборудования. Как правило, это два разъема VGA, один композитный и один S-video. Везде, где это возможно, старайтесь включить в систему масштабатор. Он будет выполнять двойную работу - выбирать нужный вход и формировать изображение наивысшего качества для проектора. В большинстве масштабаторов имеется цифровой вход (HDMI или DVI), которые обеспечат решение возможных проблем совместимости в будущем.

Тип кабеля зависит от расстояния от места подключения до проектора. Если мы работаем в обычном классе с размером не более 10 на 8 метров, то можно обойтись прокладкой стандартного кабеля высокого качества и использованием линейного усилителя. Если же расстояния большие или необходима сложная конфигурация кабельной системы, то следует подумать о передаче сигналов по кабелю на витой паре с использованием специальных передатчика и приемника. В этом случае без проблем преодолеваются расстояния свыше 100 метров. 

Проекционные экраны

Экран - часть проекционной системы, он в определенном смысле так же важен, как и сам проектор. Экраны с ручной вытяжкой распространены из-за своей невысокой цены, но это не лучший выбор. Используемые в них стальные пружины выходят из строя из-за усталости металла. Также есть опасность при вытягивании экрана за края сильно деформировать его. Поэтому идеальный экран для школьного класса - с электрическим мотором, сделанный из тяжелой ткани, предпочтительно с подкладкой из стекловолокна (этот материал обеспечивает плоскостность поверхности экрана и делает ткань более стойкой к механическим воздействиям). В большинстве случаев рекомендуются экраны с белой матовой поверхностью: ткань концентрирующих экранов более нежна и вряд ли выдержит годы эксплуатации в школьных условиях.

Звук

Звук в классе - многоплановый вопрос, но в большинстве случаев можно использовать лишь пару простых громкоговорителей, установленных в передней части помещения и работающих от небольшого усилителя. Этого обычно достаточно для нормального озвучивания всего класса. Однако если учесть, что при проектировании классов звукоусиление, как правило, не предполагалось, имеет смысл выполнить тщательный осмотр помещения и поискать в нем источники возможных проблем. Если есть много твердых поверхностей, отражающих звук, то следует быть очень осторожным при озвучивании помещения небольшим числом достаточно мощных громкоговорителей.

Более предпочтительным будет использование нескольких маломощных, размещенных так, чтобы в целом их зона действия охватывала все помещение класса. Так каждому учащемуся будет обеспечена адекватная слышимость без проблем, связанных с реверберацией.

Аудиосигнал, направляемый на усилитель, должен быть синхронизирован с изображением, которое демонстрирует проектор. Большинство современных коммутаторов и масштабаторов реализуют эту очень полезную функцию.

Управление

Этой части системы традиционно забывают уделить должное внимание. Не забывайте, что мы имеем дело с людьми, которые не являются профессионалами в видеотехнике, их задача - учить, а не разбираться в управлении сложными проекционными установками. Опыт также показывает, что значительная часть учителей просто боится работать с техникой, которую они воспринимают как очень сложные машины - с проекторами и компьютерами, например.

Что мы можем сделать для решения этой проблемы? На самом деле все довольно просто - мы скрываем основные операции в должным образом запрограммированной системе управления. Она после нажатия ОДНОЙ кнопки выполнит все необходимые действия: включит проектор, развернет экран и подключит нужный источник сигнала. Выключение, также инициируемое одним нажатием, выполняется системой в обратной последовательности. Это не только снижает нагрузку, ложащуюся на плечи учителя, но, что не менее важно, гарантирует использование оборудования в соответствии с техническими условиями (охлаждение  проектора перед выключением и т.п.). То есть еще и обеспечивается нормальная работа системы в течение всего срока службы.

Заключение

Разработка аудиовизуальных систем для школьных классов не представляет особых сложностей. Однако полезно иметь в виду, что школа - это достаточно тяжелая среда для электронной аппаратуры и другого оборудования. Следует поэтому принимать меры к его защите.

Комментариев нет:

Отправить комментарий