Образование - одна из самых животрепещущих тем последних лет в
России. Какие только нововведения не обсуждались и не вводились в этой
сфере: и двенадцатилетняя школа, и ЕГЭ, и платное образование... Много
мы слышали и хорошего, и плохого, но с одним поспорить нельзя - на
образование действительно стали выделять деньги. Конечно существуют
нюансы с их перераспределением, но данная статья о другом. Образование медленно, но верно начало, взяло курс на модернизацию и техническое переоснащение.
В школах появились компьютерные классы и Интернет. Детей с малых лет учат иностранным языкам и высоким технологиям. Вполне возможно, что некоторым эти знания никогда не пригодятся, но исключать такую возможность нельзя даже в самых дальних уголках нашей страны. Есть и другая проблема...Традиционный нередкий школьный кошмар: по одну сторону «баррикад» - учащиеся, упакованные мобильниками с Интернетом и ноутбуками, за считанные секунды выкачивающие любую информацию. По другую - преподаватель, судорожно пытающийся привлечь внимание учеников, стоя у доски в трогательных попытках что-то рассказать с помощью мела и тряпки, или допотопных плакатов показать картинки.
Технологический разрыв между преподавателем и учениками в такой ситуации достаточно большой и драматичный. Получается, что дети, не обладая знаниями, владеют инструментом их получения, а учитель – наоборот. Задача сегодняшнего дня – дать преподавателю такой инструмент и помочь ему заговорить на одном языке с учащимися.
Наконец, сами способы и средства обучения начинают меняться. И происходит это не на бумаге, а в жизни. Еще несколько лет назад в школах, где были закуплены и проекторы, и интерактивные доски, они даже не распаковывались, т.к. никто, абсолютно никто в школе не понимал и не представлял, что с ними делать и как пользоваться (ну если только ученики старших классов). Сегодня же преподавателей начинают учить пользоваться современными средствами обучения, для этого существуют курсы переподготовки и целые учебные центры. Более того, сами программные комплексы становятся все разнообразнее и проще в понимании и работе.
Так как же можно использовать проектор в образовании?
Практически как угодно, ведь как уже упоминалось, проектор - универсальное средство отображения информации практически с любого источника сигнала, а в случае связки проектора и интерактивной доски (либо проектора и интерактивной насадки, ну или, наконец, интерактивного проектора) он способен заменить и школьную доску, и разноцветные мелки, и линейки с циркулями.
Первый и самый простой способ использования проектора в образовании это демонстрация обучающих фильмов и мультфильмов.С любого бытового источника сигнала или TV приставки.
Вторым, более продвинутым способом использования, я бы назвал демонстрацию изображений с компьютера или ноутбука. В данном случае преподаватель сможет демонстрировать ученикам не только видеоролики и слайды, но и например, выводить тексты, страницы интернета, демонстрировать детали механизмов в разрезе, внутренние органы живых существ с различных ракурсов, рисовать на компьютере и отображать процесс в режиме реального времени на большом экране и т.д. Т.е. здесь проектор используется как огромный, доступный взору всей аудитории монитор.
Третий способ - использовать проектор с интерактивной доской. Тут
хотелось бы рассказать про разные возможности "добавления проектору
интерактивности".
Если в случае с первыми двумя способами использования проектора
(просто для видео и для работы с компьютером) подойдет "обычный"
проектор, то для интерактивных занятий, в идеале, нужно использовать
короткофокусные модели. Это проекторы, которые способны отображать
изображение заданного размера с гораздо более близкого расстояния от
поверхности экрана (доски, стены), чем их длиннофокусные "собратья". Всё
дело в том, что в случае со "стандартным" проектором расстояние от
объектива до экрана обычно колеблеться в районе 1,5 - 2 ширин этого
самого экрана (называется это проекционным отношением, в случае
необходимости, оно может быть больше, но для этого необходим проектор со
сменным объективом), и человек, работающий с изображением стоит между
проектором и экраном, бросая на него тень.
При использовании короткофокусных проекторов проекционное отношение составляет порядка 0,5:1 (т.е. чтобы получить изображение шириной 1 м, проектор должен находиться на расстоянии 50 см от экрана), а в отдельных случаях и меньше, поэтому пользователь не отбрасывает тень на экран и всем зрителям прекрасно всё видно. А вот количество входов в случае с интерактивным решением практически не важно - всё равно проектор будет подключаться к компьютеру, а это самый универсальный источник сигнала, поэтому хватит абсолютного минимума - HDMI-порта, по которому будет выводится и звук, и изображение (ну или как минимум VGA и аудио-вход). Говоря о звуке, еще раз замечу, что и тут, чем динамик мощнее, тем большую аудиторию он сможет озвучить, но при этом он не обязателен.
Отдельно хотелось бы заметить, что для полноценных интерактивных занятий необходимо специализированное программное обеспечение. Возможности этого ПО и цены на него зависят от поставщика, благо выбор есть.
Намного сложнее психологически подвести преподавателей к тому, чтобы перевести свой учебный курс в цифровой формат, чтобы оборудование не пылилось в кабинете директора, а использовалось по назначению. Я думаю, что здесь преподавателям предоставляется хороший шанс использовать временами неуемную любознательность учащихся в мирных целях: поставить перед ними задачу по поиску информации по теме, подготовить презентацию, найти картинки в Интернете, отыскать дополнительные источники, дать ссылки на экспертов и т.д. И все получится.
В школах появились компьютерные классы и Интернет. Детей с малых лет учат иностранным языкам и высоким технологиям. Вполне возможно, что некоторым эти знания никогда не пригодятся, но исключать такую возможность нельзя даже в самых дальних уголках нашей страны. Есть и другая проблема...Традиционный нередкий школьный кошмар: по одну сторону «баррикад» - учащиеся, упакованные мобильниками с Интернетом и ноутбуками, за считанные секунды выкачивающие любую информацию. По другую - преподаватель, судорожно пытающийся привлечь внимание учеников, стоя у доски в трогательных попытках что-то рассказать с помощью мела и тряпки, или допотопных плакатов показать картинки.
Технологический разрыв между преподавателем и учениками в такой ситуации достаточно большой и драматичный. Получается, что дети, не обладая знаниями, владеют инструментом их получения, а учитель – наоборот. Задача сегодняшнего дня – дать преподавателю такой инструмент и помочь ему заговорить на одном языке с учащимися.
Наконец, сами способы и средства обучения начинают меняться. И происходит это не на бумаге, а в жизни. Еще несколько лет назад в школах, где были закуплены и проекторы, и интерактивные доски, они даже не распаковывались, т.к. никто, абсолютно никто в школе не понимал и не представлял, что с ними делать и как пользоваться (ну если только ученики старших классов). Сегодня же преподавателей начинают учить пользоваться современными средствами обучения, для этого существуют курсы переподготовки и целые учебные центры. Более того, сами программные комплексы становятся все разнообразнее и проще в понимании и работе.
Так как же можно использовать проектор в образовании?
Практически как угодно, ведь как уже упоминалось, проектор - универсальное средство отображения информации практически с любого источника сигнала, а в случае связки проектора и интерактивной доски (либо проектора и интерактивной насадки, ну или, наконец, интерактивного проектора) он способен заменить и школьную доску, и разноцветные мелки, и линейки с циркулями.
Первый и самый простой способ использования проектора в образовании это демонстрация обучающих фильмов и мультфильмов.С любого бытового источника сигнала или TV приставки.
Вторым, более продвинутым способом использования, я бы назвал демонстрацию изображений с компьютера или ноутбука. В данном случае преподаватель сможет демонстрировать ученикам не только видеоролики и слайды, но и например, выводить тексты, страницы интернета, демонстрировать детали механизмов в разрезе, внутренние органы живых существ с различных ракурсов, рисовать на компьютере и отображать процесс в режиме реального времени на большом экране и т.д. Т.е. здесь проектор используется как огромный, доступный взору всей аудитории монитор.
При таком подключении, важно наличие в
проекторе входа VGA либо HDMI (в зависимости от наличия на компьютере). В
случае с HDMI дополнительным плюсом будет возможность передачи по
одному кабели не только изображения но и звука, хотя тут наличие
динамика и не является обязательным (все ноутбуки ими обладают, а
компьютер зачастую имеет колонки), но его наличие нельзя назвать
минусом. Еще одной важной особенностью при использовании проектора с
компьютером можно назвать наличие второго VGA - входа и VGA - выхода.
Первый будет полезен, если проектор
установлен стационарно, и кабель от него подключен к компьютеру, а
приходящий преподаватель имеет свой ноутбук - преподавателю не придется
копировать материалы на стационарный компьютер или лезть за компьютер за
проводом, чтобы переподключить его в свой лэптоп - он просто подключит к
ноутбуку второй кабель и переключит проектор (если он сам этого не
сделает) на соответствующий вход. Выход необходим чтобы, например, при
подключении проектора к компьютеру, можно было подключить еще и монитор,
и видеть на нем всё, что происходит на большом экране, не отворачиваясь
от аудитории.
- Вариант первый: специальный модуль (набор), крепящийся на любую ровную твёрдую поверхность, как то: школьная или маркерная доска, стена и т.д. Данный модуль считывает движения специального маркера на поверхности и передает их в компьютер. Этот вариант является самым дешевым, но и самым низким по качеству работы (сенсор работает медленнее и менее точно, чем другие варианты).

- Вариант второй - интерактивный проектор. В последнее время появляется всё больше моделей проекторов с интерактивными функциями. Такие проекторы имеют специальные датчики и специальные же маркеры. Подключив такое устройство к компьютеру, пользователю не нужно никакого дополнительного оборудования, при этом он может сделать интерактивной практически любую поверхность. В подавляющем большинстве случаев такие проекторы, а точнее их интерактивные функции работают достаточно точно, но при этом есть некоторая задержка в реакции на движение маркера. Негативной особенностью интерактивных проекторов является их цена, т.е. в случае двух одинаковых (ну или схожих) по характеристикам проекторов, их цена будет различаться в два (а то и более) раза. Хотя, стоит заметить, что интерактивный проектор будет стоить дешевле следующего набора.
- Вариант третий - проектор+интерактивная доска. Самый дорогой, но при этом самый эффективный и популярный способ выйти на новый уровень обучения.
В данном случае, проектор светит на
специальную интерактивную доску, которая способна распознавать
манипуляции пользователя, проводимые с ней, и передавать их в компьютер,
где специальное программное обеспечение обрабатывает информацию и
выводит изображение на проектор. Доски бывают разных размеров, могут
быть созданы по разным технологиям, со многими можно использовать
обычный маркер (когда не нужна интерактивность), а некоторые даже имеют
дополнительную поверхность для обычного мела.
Не
смотря на разные подходы к реализации, все 3 варианта приводят к одному -
возможности взаимодействовать с изображением. Т.е. во время занятия
преподаватель может вывести текст и выделить нужную его часть быстрым
движением руки. Отобразить задание по арифметике и тут же написать его
решение. Воспроизвести химическую реакцию и одновременно делать пометки
прямо на экране. Более того, преподаватель может перемещать и
поворачивать различные объекты, что может быть очень полезным, например,
на занятиях по черчению, геометрии и.д. Причем, в случае с
3D-проекторами (о них будет отдельная статья) такие манипуляции выглядят
очень реалистично.
При использовании короткофокусных проекторов проекционное отношение составляет порядка 0,5:1 (т.е. чтобы получить изображение шириной 1 м, проектор должен находиться на расстоянии 50 см от экрана), а в отдельных случаях и меньше, поэтому пользователь не отбрасывает тень на экран и всем зрителям прекрасно всё видно. А вот количество входов в случае с интерактивным решением практически не важно - всё равно проектор будет подключаться к компьютеру, а это самый универсальный источник сигнала, поэтому хватит абсолютного минимума - HDMI-порта, по которому будет выводится и звук, и изображение (ну или как минимум VGA и аудио-вход). Говоря о звуке, еще раз замечу, что и тут, чем динамик мощнее, тем большую аудиторию он сможет озвучить, но при этом он не обязателен.
Отдельно хотелось бы заметить, что для полноценных интерактивных занятий необходимо специализированное программное обеспечение. Возможности этого ПО и цены на него зависят от поставщика, благо выбор есть.
Намного сложнее психологически подвести преподавателей к тому, чтобы перевести свой учебный курс в цифровой формат, чтобы оборудование не пылилось в кабинете директора, а использовалось по назначению. Я думаю, что здесь преподавателям предоставляется хороший шанс использовать временами неуемную любознательность учащихся в мирных целях: поставить перед ними задачу по поиску информации по теме, подготовить презентацию, найти картинки в Интернете, отыскать дополнительные источники, дать ссылки на экспертов и т.д. И все получится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий