пятница, 18 января 2013 г.

Настраиваем видеопроектор. Принципы установки, настройки проект

Выйдя из кинотеатра после знакомства с первым нацеленным на покорение Запада русским блокбастером, который демонстрируется сейчас в лучших кинотеатрах, зритель отчетливо понимает, что современный кинотеатр, использующий новые проекционные технологии, уже никак нельзя сравнивать с обычным домашним телевизором. Уникальные трюки «Личного номера», не имеющие аналогов в мировом кинематографе, держат зрителя в напряжении от первого кадра до последнего - с полным эффектом присутствия. Перед глазами ошеломленного зрителя еще долго будут стоять античные пейзажи Рима, этого Вечного города, который безжалостные террористы готовы были превратить в город вечно мертвый.

Если наш зритель уже купил проектор для домашнего кинотеатра, то теперь самое время заняться тем, чтобы продлить у себя дома только что полученные «два часа удовольствия на белой простыне» (именно так в старину называли небольшой уютный кинотеатр или кинопередвижку в клубе - прообраз современного домашнего кинотеатра).
 
Раздвигая кинематографическое пространство
 
Новые проекционные технологии используются не только в современном городском кинотеатре. Все больше видеопроекторов предлагается и для домашнего кинотеатра, в котором с великолепным качеством городского киноконцертного зала можно смотреть на большом экране фильм. Причем заметим - купив аппаратуру по весьма выгодным для покупателя ценам. А эффект присутствия, который создает большой экран, будет усиливаться благодаря пространственному звучанию акустических систем домашнего кинотеатра. Что ж, эпоха маленького телеэкрана с хрипловатым звуком также безвозвратно уходит в прошлое, как в свое время ушел в небытие, оставшись лишь в московских ретроклубах типа «Петровича», старенький «КВН» с крохотным кинескопом и огромной выпуклой линзой.

На пути к мечте.
 
Прежде чем отправляться к продавцу за видеопроектором, следует подумать о многом. О том, где вы будете его устанавливать - за экраном или перед ним? И где конкретно - за зрителями или перед ними? Будет ли это настольная или потолочная инсталляция? И вообще, каким будет экран вашего домашнего кинотеатра? Может быть, это будет гармонично оформленная часть стены? Или вы будете устанавливать свой экран в занятом замысловатой икебаной углублении мебельного стеллажа и убирать экран после сеанса?
  • Освещенность помещения. Полное ощущение присутствия в настоящем кинотеатре создает только демонстрация фильма в темноте. В освещенном помещении значительно ухудшаются все определяющие качество изображения параметры - контрастность, цветовая насыщенность и различимость градаций яркости на темных фрагментах изображения. Поскольку и сами проекторы являются источниками света, то в комнате, где вы собираетесь установить свой домашний кинотеатр, должно быть как можно меньше света от других источников. Между тем реклама охотно спекулирует на теме яркости (ANSI-люмен), утверждая, что «...чем больше люмен, тем лучше изображение», но, по правде говоря, делается это для того, чтобы лучше раскупались дорогие проекторы. А на самом деле проекторы с высоким световым потоком необходимы лишь для обслуживания презентаций, так как на них всегда значительно светлее, чем в любой затемненной комнате. Для домашнего кинотеатра, как правило, вполне достаточно купить проектор со световым потоком до 1000 ANSI-люмен.
  • Размещение и инсталляция. Есть два варианта для установки проектора. Первый — настольное размещение. Проектор устанавливается на столике, на тумбе или на полке стеллажа. При этом желательно сделать так, чтобы объектив проектора находился на уровне нижнего края экрана. Но, в принципе, в основании любого видеопроектора есть ножки, позволяющие изменять угол проекции относительно экрана. При этом, однако, возникают трапецеидальные искажения рамки экрана (то есть изображение принимает форму трапеции). Такие искажения устраняются с помощью функции цифровой коррекции, которая есть почти у всех видеопроекторов. Второй вариант установки проектора — это его закрепление на потолке перевернутым «вверх ногами», с нисходящей проекцией. В этом случае проектор монтируется так, чтобы его объектив оказался на уровне верхнего края экрана. А чтобы изображение не переворачивалось «вверх ногами» вместе с проектором, используется электронная функция поворота изображения на 180 градусов.
Только надо иметь в виду, что потолочное крепление обычно не входит в комплект видеопроектора. Но его можно заказать дополнительно. Либо у производителя, либо в организациях, занимающихся инсталляцией проекционного оборудования.
 
Если же проектор оснащен функцией сдвига объектива (lens shift) по вертикали, точное вертикальное выравнивание положения проектора уже становится ненужным. Некоторые проекторы оснащены функцией lens shift и по горизонтали, еще более упрощающей задачу выбора положения проектора. Если при этом плоскость экрана будет строго перпендикулярна основанию проектора, то сдвиги изображения относительно экрана с помощью функций lens shift не приведут к появлению трапецеидальных искажений. При размещении проектора следует также учесть, что к нему должны подключаться как минимум два кабеля (сетевого электропитания и сигнальный). При потолочном размещении оба кабеля должны прокладываться в защищенных кабельных каналах, лучше скрытой проводкой.
  • Правильный выбор экрана. Правильный выбор и грамотная инсталляция проектора являются необходимыми, но не достаточными условиями получения высококачественного изображения, так как важную роль играет и качество экрана, на котором оно появляется. В домашних кинотеатрах применяются проекционные экраны различных типов: моторизованные экраны с электроприводом; рулонные экраны, разворачиваемые вручную; экраны постоянного натяжения. Чем руководствоваться при его выборе? Во-первых, конечно, личным вкусом. Кроме того, немалую роль в выборе экрана играет тот материал, из которого изготовлен экран, его качество и долговечность, оптические характеристики структуры поверхности экрана.
Для домашнего кинотеатра средней и высшей ценовой категории рекомендуется использование моторизованных экранов жестких конструкций. Такие экраны хотя и стоят дороже рулонных, разворачиваемых вручную, но характеризуются гораздо большей долговечностью. Кроме того, разворачивание рулонного экрана быстро надоедает. Оно занимает время и требует определенных навыков в соблюдении равномерности усилий вытягивания по краям. Моторизованный экран может оснащаться тросиками по его бокам, которые обеспечивают постоянство натяжения поверхности экрана. Такие экраны могут быстро убираться в коробку и устанавливаться без поверхностных складок. Цена моторизованного экрана стандартных размеров 2х1,5 м может быть больше $1000, не считая затрат на тросовую систему. Экраны постоянного натяжения выпускаются в виде рамочной конструкции, собираемой в форме каркаса, на который натягивается и фиксируется полотно экрана. Стоят такие экраны около $600 (при размерах 2х1,5 м). Рулонные экраны и экраны с рукояткой отличаются инсталляционной простотой. Их цена при размере экрана в 2х1,5 м составляет около 400 долларов (рулонная система) и 600 долларов (экран с рукояткой).
  • Размеры экрана. Требуемую ширину экрана можно определить, задаваясь расстоянием до зрителей и умножая его на коэффициент в пределах 0,55–0,7 (в зависимости от системы телевидения и четкости проецируемого изображения: SDTV PAL - HDTV). При этом экран будет виден под углом в 30–35°, что соответствует полю основного зрения человека. Если экран виден под несколько большим углом, то начинают функционировать зоны бокового зрения. При этом возрастает влияние происходящего на экране на подсознание зрителя, обеспечивая тем самым эффект его присутствия в событиях на экране. Расстояние от нижнего края экрана до пола должно быть в пределах 70–90 см.
  • Формат и вид покрытия поверхности экрана. В домашнем кинотеатре чаще применяются широкие экраны с соотношением сторон (форматом) 16:9, так как именно этот формат в основном применяется в записях на DVD и в телевидении высокой четкости (HDTV - high definition TV). Если же для показа изображений формата 16:9 пользоваться стандартным форматом 4:3, то верхняя и нижняя части экрана просто не будут использоваться (будут заняты двумя темными полосками). Иными словами, форматы проекции и экрана должны соответствовать формату преобладающего материала. То есть если вы на большом экране чаще будете смотреть фильмы, записанные на DVD, чем проецировать туда телевизионные программы, то и формат экрана нужно выбрать соответствующий (16:9). Различаются экраны и по типу покрытия. Каждый имеет свои отличительные оптические характеристики. Особенности применения различных типов покрытий сведены во врезке. В затемненных помещениях рекомендуется использовать диффузно-рассеивающий матовый экран, обеспечивающий равномерное распределение света в широком поле зрения. Отражающая способность экрана выражается параметром Gain, указывающим на степень усиления или поглощения светового потока в зоне восприятия. Для матовых экранов этот параметр обычно не превосходит 1,2. Если вы хотите установить проектор за экраном, то в этом случае вам понадобится так называемый просветный экран. При этом, чтобы избавиться от необходимости чтения в зеркальном отображении титров и прочих надписей, попадающих в кадр, нужно будет воспользоваться функций поворота изображения на 180° по горизонтали (подробнее об этом ниже).
Проекционные экраны могут выпускаться в огнестойком и влагостойком исполнении. Большинство из них (кроме экранов glass beaded) допускает влажную уборку поверхности. Это очень важно, так как у некоторых моделей поверхность экрана проколота множеством перфорационных отверстий, обеспечивающих акустическую прозрачность экрана. Такая поверхность с отверстиями требует влажной протирки.
 
Процесс повышения качества изображения 
 
В отличие от вещательного телевидения, использующего чересстрочную (interlace, i) развертку изображения, видеопроекторы (как и дисплеи с фиксированной пиксельной структурой) обеспечивают более высокое качество картинки, отображая компонентные видеосигналы с прогрессивной (progressive, p) разверткой. Поэтому в видеопроекторах применяется предварительное i/p-преобразование развертки.
  • Преобразование развертки. В обычном телевидении, которому, между прочим, уже более 50 лет, передача изображений производится полями А и В (field, полукадрами). Один полный телевизионный кадр систем PAL или SECAM содержит 625 строк, 576 из которых несут информацию о картинке и отображаются на экране, а 49 остальных используются для кадровой синхронизации и передачи дополнительной информации (например, телетекста). Эти 576 строк передаются последовательно по 288 строк в каждом поле (полукадре), причем первая часть изображения (поле А) содержит только нечетные строки (1, 3, 5 и т.д.), а вторая часть (поле В) - четные (2, 4, 6 и т.д.). Так как эти поля появляются на экране с частотой 50 Гц, которая выше критической частоты (48 Гц) заметности мельканий, создается зрительное ощущение полного изображения. Такая развертка изображения называется чересстрочной. Ее использование в телевидении характеризуется целым рядом недостатков. К ним относятся эффект мерцания строк и уменьшенное вдвое мгновенное разрешение, так как в любой момент времени показывается только половина изображения. Номинальная частота смены кадров в кинематографе составляет 24 кадра в секунду. Кинокадры отображаются на проекционном экране один за другим и всегда полностью. Такая же информация может быть получена с DVD-плейера, но для того, чтобы ее можно было показать на обычном телевизоре, приходится разбивать эту информацию на чересстрочные поля. Выпускается достаточно много моделей DVD-плейеров, имеющих выходы видеосигналов как с чересстрочной, так и с прогрессивной разверткой и последовательной передачей полных кадров без полевого разбиения. Если же их нет, то i/p-преобразование развертки для повышения качества изображения производится в проекторе (или на дисплее с фиксированной пиксельной структурой) путем переплетения полукадров серий А и В, содержащих по 288 строк, в полные кадры по 576 активных строк.
  • Адаптивная интерполяция краев. Есть два вида изобразительного материала, которые видеопроцессор должен опознавать: видеофильм и кинофильм. При этом материал, снятый видеокамерой, обрабатывается как классическое телевизионное изображение, записанное в виде последовательности полукадров с чередованием строк. За время между полукадрами быстродвижущийся объект (например, судья в хоккейном матче) успевает заметно переместиться, а шайба — даже не попасть в соседний полукадр, то есть сумма соседних полукадров может не соответствовать реальному изображению. Поэтому простое суммирование полукадров приводит к появлению гребенчатых артефактов. Интеллектуальные видеопроцессоры выполняют диагональную диагностику содержания строк отображаемого видеосигнала. Если при этом обнаруживается зубчатость в соседних полукадрах, программным способом выполняется пиксельная интерполяция, уменьшающая заметность артефактов и улучшающая однородность синтезируемых кадров. Если отображаемым оригиналом является кинофильм, записанный на DVD с прогрессивной разверткой, проблем с подавлением артефактов уже не возникает, и все его кадры отображаются в соотношении 1:1.
Установки интерфейса пользователя
  • Специальные установки. Если проектор в домашнем кинотеатре правильно размещен и подключен к DVD-плейеру соответствующим кабелем, можно приступать ко второму этапу инсталляции проектора: к настройке его параметров и выбору предварительных установок (конечно, в том случае, если вас не устраивают заводские, выставленные «по умолчанию»).
  • Язык экранных меню. Конечно же, сразу после включения проектора в сеть следует выбрать язык экранного меню, надписей и предупреждающей индикации, иначе дальнейшие процедуры будут для вас малопонятны. В проекторе Panasonic PT-AE700E предусмотрен выбор из восьми языков. Он осуществляется с помощью строки «язык» в главном меню.
  • Способы проекции. Вторым шагом является выбор в меню «дополнительные функции» подходящего способа проекции. Как мы говорили выше, проекция может быть восходящей или нисходящей, то есть с пола (с тумбы) или с потолка той комнаты, в которой развернут ваш домашний кинотеатр. Изображение может проектироваться на отражающий или на просветный экран. В первом случае проектор устанавливается перед экраном, во втором - за ним. В проекторе Panasonic PT-AE700E для выбора способов проекции предусмотрены установочные параметры стол/прямая (для фронтальной проекции на отражающий экран со столика) и потолок/прямая (для фронтальной проекции с потолка помещения). Если же изображение проецируется на просветный экран, а проектор устанавливается за экраном, выбираются параметры стол/обратная (проектор на столике) или потолок/обратная (проектор на потолке). Для чего это нужно? Чтобы видеть картинку такой, какой она должна быть на экране. Например, при проекции с потолка изображение автоматически поворачивается на 180° по вертикали (когда вы вводите соответствующие параметры в меню), а при проекции на просветный экран - на 180° по горизонтали.
  • Коррекция трапецеидальных искажений. Если плоскости основания проектора и экрана окажутся неперпендикулярными, то это приведет к появлению трапецеидальных искажений. Грубо говоря, прямоугольный кадр принимает форму трапеции, в которой не совпадает ширина нижней и верхней части кадра или высота его левой и правой границы. Подавляющая часть видеопроекторов оснащена функцией цифровой коррекции трапециедальных искажений по вертикали, а некоторые модели - и функцией коррекции по горизонтали. Реализуется она путем цифровой выборки только той части просвечиваемых или отражающих пикселей проектора, которая соответствует прямоугольному изображению. Однако следует иметь в виду, что при этом корректируется только рамка изображения (с изменением ее формата до прямоугольного), а трапецеидальные искажения внутри самой рамки остаются. Как же от них избавиться? Постараться сохранить перпендикулярность плоскостей основания экрана и проектора.
  • Режим эксплуатации лампы. В установочных параметрах многих современных видеопроекторов предусмотрен экономичный режим работы лампы проектора. Так, в проекторах NEC HT410/510 применяется лампа типа NSH, которая в номинальном режиме потребляет 155 Вт, обеспечивая световой поток 1000 ANSI-люмен при сроке службы в 2000 часов. В экономичном режиме ее мощность снижается до 124 Вт с уменьшением светового потока до 800 ANSI-люмен, а срок службы увеличивается при этом до 3000 часов. И дело не только в увеличении срока службы лампы. Есть еще два фактора, делающих работу в экономичном режиме для домашнего кинотеатра предпочтительной. Это получение более глубокого черного цвета с увеличением количества отображаемых на экране градаций серого и уменьшение акустического шума вентиляционной системы проектора (с 28 дБ до 26 дБ у проекторов HT410/510).
  • Вентиляционный шум. Все видеопроекторы оснащаются активными системами охлаждения с вентиляторами, которые, к сожалению, являются источником акустического шума. Его уровень хотя и меньше, чем уровень шума от аналогичных систем вентиляции в домашних компьютерах, но отнюдь не способствует эстетике восприятия кинофильма в домашнем кинотеатре (особенно когда кинотеатр оснащен высококачественной акустической системой). Что делать? Или мириться с тем, что при длительном просмотре этот шум оказывает угнетающее воздействие на психику, или увеличивать громкость звуковых каналов для его маскировки и доведения до чуткого уха киномана всего динамического диапазона фонограммы. Впрочем, вот некоторые полезные советы. Для уменьшения слышимости вентиляционного шума установите проектор подальше от зрителей, например, используя проекцию с потолка или на просветный экран. При выборе проектора заранее обратите внимание на расположение вентиляционных отверстий на его корпусе. Например, если вы предполагаете установить проектор между зрителями и экраном, то желательно, чтобы эти отверстия находились на стороне объектива, то есть были бы обращены в сторону экрана, а не в сторону зрителей.
  • Гамма-коррекция. Хорошее качество изображения можно получить, выбрав через экранное меню подходящую типовую программу обработки. Можно создавать и собственные программы с настройкой всех тех параметров, от которых зависит качество изображения (или хотя бы некоторые из этих параметров). Особое внимание при этом следует обратить на линейность серого клина (от уровня черного до уровня белого), настроив параметр гамма-коррекции. Увеличение и уменьшение этого параметра приводит соответственно к затемнению и просветлению среднеярких деталей изображения. При правильном выборе этого параметра обеспечивается однородное изменение яркости в пределах всего серого клина. Этот параметр лучше всего настраивать, проецируя изображение тестовой картинки с градациями серого на темном и светлом фоне
  • Управление цветностью. Наиболее сложно правильно откорректировать цвета изображения, хотя в лучших моделях домашних проекторов предусмотрены возможности изменения уровней первичных цветов RGB. Сложность состоит в том, что такие регулировки редко бывают независимыми. Свойством зрения человека является способность в целом правильно воспринимать цветовые тона независимо от спектрального состава источников освещения. Видеокамеры таким свойством не обладают, из-за чего объекты, снимаемые, например, при освещении лампами накаливания или при солнечном свете, приобретают соответственно красные или голубые оттенки. Для получения правильной цветопередачи на экране необходимо, чтобы составляющие RGB показывались на нем в тех же пропорциях, какие реализованы видеокамерой, точно сбалансированной под конкретные условия освещения. Автоматически это получается хорошо, если цветовые температуры источников света, используемых при съемке и проекции изображения, близки, что бывает далеко не всегда. Поэтому начинать коррекцию цветности следует с выбора параметра «цветовая температура», который есть во многих современных видеопроекторах. Обычно это выбор варианта Warm, Middle или Cold, позволяющий смещать цветовую палитру экранного изображения от преобладания в ней теплых (красных) оттенков к холодным (голубым).
Во многих проекторах, кроме дискретной и плавной регулировки цветовой температуры с помощью цветов по каналам RGB, есть и такие довольно экзотические виды настроек, как контрастность и яркость отдельно по каждому цвету (R-G-B). Есть возможность регулировать оттенки серого, баланс черного и соотношение цветов RGB. У этого проектора предусмотрена даже специальная сервисная функция «управление цветами». С ее помощью можно в соответствии со своим вкусом настроить и сохранить восемь цветовых оттенков. Реализация данной функции, на наш взгляд, заслуживает самой высокой оценки. При ее активации на экране появляется курсор, который при помощи пульта дистанционного управления можно навести на необходимый вам цвет. Все вносимые изменения можно наблюдать непосредственно на реальном изображении. После того как выбран участок картинки с нужным оттенком, на экране появляется меню, с помощью которого и происходит настройка. Причем отображается как исходный, так и измененный цвет, поэтому пользователь может полностью контролировать процесс.
  • Яркость. После того как выставлены регулировки «гамма-коррекция» и «управление цветами», стоит настроить яркость и контрастность. Однородное и естественное изображение на экране можно получить только при полном соответствии этих настроек проецируемому изображению. В показанных на фотографиях примерах видно, что при недостаточной яркости уменьшается различимость темных деталей изображения, а избыток яркости приводит к выбеливанию изображения в целом.
Контрастность. Настройки яркости и контрастности тесно взаимосвязаны. Если яркость отрегулирована правильно, на экране сохраняются высококонтрастные детали на светлом фоне. Недостаточная контрастность придает белому цвету матовость, а избыточная приводит к потере деталей на самых светлых и темных фрагментах изображения.
  • Четкость. Эта регулировка позволяет сделать более различимыми границы между деталями изображения или, наоборот, сделать их более мягкими. Чрезмерная четкость может привести к появлению на изображении высокочастотных шумов, а низкая - сделать изображение хоть и малошумящим, но довольно мутным, с недостаточной резкостью.
  • Все! Ваш проектор настроен правильно. Выбран экран домашнего кинотеатра и выверены его инсталляционные параметры. Не слишком ли сложно? Не лучше ли просто сходить в кино? Отчего же не сходить? Можно и сходить. И в самый неподходящий момент слушать хруст попкорна над левым ухом или вникать в неуместные реплики над правым. Удовольствие, прямо скажем, не из приятных.
А домашний кинотеатр с проекционной аппаратурой позволяет вам не просто смотреть кино на большом экране у себя дома. Он, как вы понимаете, дает возможность наслаждаться любимым фильмом точно так же, как и любимой книгой. Оставаясь с тем действом, которое разворачивается на большом экране, буквально один на один или в окружении близких вам людей. А после очередной «главы», оставив «закладку» на только что прочитанной «странице» и нажав клавишу STOP, вы можете сварить себе чашечку кофе. Или просто перелистать еще раз «книжку», внимательно перечитывая при этом ключевые сцены нового романа (нажимая клавиши PLAY и REWIND). В большом городском кинотеатре есть, правда, другое. Эффект сопереживания, эффект толпы. Однако, как показывают исследования, полноценный эффект присутствия дает довольно незначительное число мест в зрительном зале - области оптимального визуального и акустического восприятия пересекаются на весьма ограниченном геометрическом подмножестве. В домашнем кинотеатре вместе с членами своей семьи вы полностью оккупируете эту небольшую область. Подмножество, где пересекаются области оптимального визуального и акустического восприятия, занимает ваш диван! А вы наслаждаетесь эффектом полноценного присутствия в событиях на экране. Вместе с Кэтрин Стоун спасаете заложников в Риме и избавляете мир от чудовищного теракта. Успехов вам, мистер Смолин! Вернувшись из «заэкранья», не забудьте про свой «личный номер».
 По материалам Stereo&Video 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий