Вот истина прописная однако не всеми осознаваемая
любая проекционная система состоит из трех основных элементов публики
проектора и экрана причем последний часто недооценивается а зря.
Элемент
первый не выбирают-домашний кинотеатр обычно создается уже после семьи
или вместо семьи, и даже самый крутой инсталлятор не возьмется изменить
ее состав (для этого существуют другие специалисты). Элемент второй,
проектор, мы выбираем исходя из финансовых возможностей, руководствуясь
советами экспертов, результатами журнальных тестов, а то и поддавшись
сиюминутному порыву души. И уже после приобретения проекционного
аппарата иногда обнаруживаем, что изображение на обоях или даже
побеленной стене далеко от мыслимого идеала и как-то не радует. И лишь
тогда вспоминаем про экран. И даже иногда пытаемся исправить с его
помощью ошибки, сделанные при выборе проектора. На самом деле и это
возможно, если только не отчаиваться и не клясть себя почем зря за то,
что выбрал именно проектор, а не какую-нибудь плазму. Потом следует
критический момент - знакомство с прайс-листом какой-нибудь фирмы,
торгующей проекционными экранами, и тут всплывает горькая истина: те
деньги, что старались выгадать на приобретении скромного бюджетного
проектора, придется все же отдать...
А что делать? Ведь ни проектор, ни экран не могут функционировать по отдельности, они становятся дисплеем только вместе. А наилучшее качество изображения достижимо только в том случае, если эта пара подходит друг к другу. Некоторые специалисты придают экранам такое же значение, какое меломаны - громкоговорителям в аудиосистемах.
Так что лучше по мере возможности следовать примеру профессиональных инсталляторов, то есть проявлять комплексный подход и проектировать свой маленький домашний кинотеатрик как единую систему, а потому заранее побеспокоиться о третьем элементе его визуальной части. В этом мы постараемся вам помочь. Но прежде убьем напрасные надежды.
Идеальных экранов нет. Равно как и универсальных, которые подойдут на все случаи жизни - утром, будучи свернутым в трубочку, отправятся с вами на бизнес-презентацию, а вечером дома покажут кино. Но зато точно есть те, что могут почти идеально подойти к вашей конкретной системе. Правда, из этого вытекает не очень приятное следствие: перенос кинотеатра в другое помещение, обновление проектора и даже простое его перемещение иногда чреваты и заменой экрана. Это надо понимать и принимать заранее.
А что делать? Ведь ни проектор, ни экран не могут функционировать по отдельности, они становятся дисплеем только вместе. А наилучшее качество изображения достижимо только в том случае, если эта пара подходит друг к другу. Некоторые специалисты придают экранам такое же значение, какое меломаны - громкоговорителям в аудиосистемах.
Так что лучше по мере возможности следовать примеру профессиональных инсталляторов, то есть проявлять комплексный подход и проектировать свой маленький домашний кинотеатрик как единую систему, а потому заранее побеспокоиться о третьем элементе его визуальной части. В этом мы постараемся вам помочь. Но прежде убьем напрасные надежды.
Идеальных экранов нет. Равно как и универсальных, которые подойдут на все случаи жизни - утром, будучи свернутым в трубочку, отправятся с вами на бизнес-презентацию, а вечером дома покажут кино. Но зато точно есть те, что могут почти идеально подойти к вашей конкретной системе. Правда, из этого вытекает не очень приятное следствие: перенос кинотеатра в другое помещение, обновление проектора и даже простое его перемещение иногда чреваты и заменой экрана. Это надо понимать и принимать заранее.
- Любимый размер. Чем больше размер изображения, тем выше вовлеченность зрителей в происходящее на экране - на этом простом психологическом феномене и основана растущая популярность проекционных дисплеев, способных обеспечить размер картинки, пока еще недоступный для других устройств отображения визуальной информации. Однако, как резонно заметил один американский кинотеатральный гуру, экран ни при каких обстоятельствах не может быть больше помещения, в котором он установлен. Поэтому будем плясать от печки, то есть от размеров комнаты.
Горизонтальный угол человеческого зрения равен 30 градусам, и если нам приходится длительное время смотреть на изображение, требующее большего угла зрения, мы начинаем испытывать дискомфорт. Исходя из этого и рассчитывается минимальное оптимальное расстояние. На практике надо взять дистанцию от экрана до зрительского кресла или диванчика и разделить на 3,3, в итоге получаем высоту экрана. Определить его ширину уже не составляет труда, если мы знаем, какой формат нам нужен - 4:3 или 16:9. Естественно, для домашнего кино больше подойдет 16:9, то есть 1,77:1. К примеру, если расстояние до зрительского места равно 3,3 м, высота экрана будет 1 м, а его ширина - 1,77 м. Теперь остается найти площадь - она нам понадобится для дальнейших расчетов - 1,77 м2. С размерами все ясно, переходим к следующей формуле, будем искать коэффициент усиления экрана.
- Необходимая яркость. Чтобы подсчитать, какая яркость экрана нам необходима, воспользуемся простой формулой: LUX = (световой поток/площадь экрана) • коэфф. усиления
При полном затемнении значение освещенности в люксах, достаточное для создания качественной картинки, равно 100. В условиях освещенного помещения - 400*. При этом не следует забывать, что внешняя засветка в любом случае снижает качество изображения - делает его малоконтрастным и блеклым, ухудшается передача черного цвета - он становится серым. Поэтому для домашнего кино лучше все же затемненный зал.
*Экспериментально
установлено, что контрастность (соотношение яркостей) между
изображением на экране и стеной за ним должна быть не менее 5:1. Если
это соотношение меньше, изображение, создаваемое проектором, будет
казаться темным. Если количество внешнего освещения равно 80 люксам,
значит, освещенность экрана должна равняться 400. В презентационных
системах учитывается обязательное наличие внешнего освещения в
помещении: оно необходимо для работы - чтобы делать заметки, читать
документы и т.д. Наконец, чтобы участники мероприятия не заснули от
скуки. В домашнем кино - чисто теоретически - возможно и необходимо
полное затемнение. Это усиливает эффект вовлеченности, и следовательно -
эмоциональное воздействие изображения.
Допустим,
что у нашего проектора в паспорте указана яркость 600 ANSI-лм -
величина по нынешним временам совсем ерундовая. Итак, 100 делим на
частное от деления 600 на 1,77 м2. Получаем примерно 0,3 - таков
коэффициент усиления экрана, который нам необходим в условиях хорошего
затемнения. Для освещенного помещения понадобится примерно 1,18.
Много это или мало? Поразительно мало. Простейшая рассеивающая белая поверхность имеет коэффициент усиления 1 (подробности позже). Исходя из нашей формулы светового потока проектора в 600 ANSI-лм в сочетании с самой простой матовой поверхностью хватит в затемненном помещении для создания достаточно яркого изображения площадью 6 м2!
Всего лишь несколько лет назад, когда яркие проекторы стоили безумных денег, приходилось использовать экраны с высоким коэффициентом усиления, чтобы компенсировать недостаток освещенности. Здесь самое время объяснить, что же это за коэффициент усиления. По-английски этот параметр обозначается как gain. Параметр относительный - за единицу, как уже было сказано выше, производители договорились взять яркость в люксах матового белого экрана Matt White - примерно такой же коэффициент имеет свежая стена с качественной побелкой. Если при том же световом потоке проектора на экране получалась яркость вдвое больше, это значило, что коэффициент усиления этого экрана равен 2. И так далее. Каким образом достигается большее усиление - об этом говорится в разделе о видах экранных материалов и поверхностей.
Естественно, за gain выше единицы приходится платить. Во-первых, существует прямая связь между усилением и направленностью экрана - чем выше усиление, тем уже оптимальная зона просмотра. Если зритель окажется за ее пределами, экран будет виден ему более темным, чем для тех, кто сидит в центре. Во-вторых, за технологические ухищрения, с помощью которых поднимается яркость экрана, приходится платить и деньгами - такие экраны стоят дороже обычных. Однако в нашем конкретном примере даже экран с усилением в единицу будет иметь солидный запас яркости, и мы сможем, к примеру, снизить мощность лампы, если, конечно, конструкция проектора это позволяет.
Так в чем же дело? Почему получить хорошую картинку не так просто даже с мощным проектором? Потому, что яркость - далеко не единственный показатель. И, как считают многие эксперты, не самый важный.
Много это или мало? Поразительно мало. Простейшая рассеивающая белая поверхность имеет коэффициент усиления 1 (подробности позже). Исходя из нашей формулы светового потока проектора в 600 ANSI-лм в сочетании с самой простой матовой поверхностью хватит в затемненном помещении для создания достаточно яркого изображения площадью 6 м2!
Всего лишь несколько лет назад, когда яркие проекторы стоили безумных денег, приходилось использовать экраны с высоким коэффициентом усиления, чтобы компенсировать недостаток освещенности. Здесь самое время объяснить, что же это за коэффициент усиления. По-английски этот параметр обозначается как gain. Параметр относительный - за единицу, как уже было сказано выше, производители договорились взять яркость в люксах матового белого экрана Matt White - примерно такой же коэффициент имеет свежая стена с качественной побелкой. Если при том же световом потоке проектора на экране получалась яркость вдвое больше, это значило, что коэффициент усиления этого экрана равен 2. И так далее. Каким образом достигается большее усиление - об этом говорится в разделе о видах экранных материалов и поверхностей.
Естественно, за gain выше единицы приходится платить. Во-первых, существует прямая связь между усилением и направленностью экрана - чем выше усиление, тем уже оптимальная зона просмотра. Если зритель окажется за ее пределами, экран будет виден ему более темным, чем для тех, кто сидит в центре. Во-вторых, за технологические ухищрения, с помощью которых поднимается яркость экрана, приходится платить и деньгами - такие экраны стоят дороже обычных. Однако в нашем конкретном примере даже экран с усилением в единицу будет иметь солидный запас яркости, и мы сможем, к примеру, снизить мощность лампы, если, конечно, конструкция проектора это позволяет.
Так в чем же дело? Почему получить хорошую картинку не так просто даже с мощным проектором? Потому, что яркость - далеко не единственный показатель. И, как считают многие эксперты, не самый важный.
- Другие показатели. До самого недавнего времени на вопрос о том, что является первостепенной задачей проекционной дисплейной системы, специалисты не задумываясь отвечали: донести до зрителя максимально возможное количество света, исходящего из проектора.
Первые два критерия постепенно теряют свое значение вместе с уходом CRT-проекторов, у которых были определенные проблемы с яркостью. Сейчас в домашнем кино нет никакой необходимости выбирать экраны с большим усилением, жертвуя при этом равномерностью - таково мнение авторитетных американских экспертов, считающих, что экраны с большими коэффициентами усиления в домашнем театре себя изживают, это уходящая натура.
Что касается разрешения, все немного сложнее. Первоначально проекционная техника наиболее широко использовалась в сфере бизнес-презентаций, поэтому одним из важнейших требований к дисплейным системам была наилучшая читаемость текстовых и графических материалов. Огромное множество типов и моделей экранов разрабатывались именно с оглядкой на этот важный параметр. Сейчас в недорогих домашних кинотеатрах нередко используются презентационные проекторы, а вместе с ними - и экраны, разработанные для тех же целей. Но «киношный» экран должен быть иным, ведь у него другие задачи.
Передать аудитории с предельной точностью всю визуальную информацию, обеспечив максимально возможное разрешение - не главное требование, предъявляемое к домашнему кино. Более того, излишняя четкость может подчеркнуть артефакты MPEG-компрессии и цифровой, дискретный характер изображения, свойственные DVD-источникам. Киноэкран - это всегда компромисс.
Что касается контрастности, то ее никогда не бывает слишком много, если она, конечно, не создается искусственно в электронном тракте с неизбежным ущербом для правильной тональной градации. Чтобы изображение казалось зрителям действительно ярким, контраст между экраном и окружающим пространством должен быть не менее 5:1. Если это соотношение не достигнуто, экран нам покажется сумрачным, каким бы высоким ни был уровень его освещенности.
Таким образом, получается, что яркость - относительное понятие, сравнительный термин. Как и контрастность. Которой придают все большее значение специалисты по проекционным системам.
- Страна контрастов. Здесь самое время уточнить, что контраст контрасту рознь. Диапазон яркостей изображения в кинотеатре при условии, что показывается свежая, только что отпечатанная копия фильма на пленке, может достигать 500:1. Это та самая контрастность, которая обозначается специалистами как «воспринимаемая». Иное дело - та, что измеряется непосредственно у плоскости изображения - ее называют «контрастностью экрана».
Комментариев нет:
Отправить комментарий