среда, 24 апреля 2013 г.

Особенности выбора проектора для школы и рекомендации по моделям. Часть 1.

Вы сотрудник или руководитель технической службы школы или вышестоящей инстанции? Или вы – учитель и сами занимаетесь внедрением новых технологий в процесс обучения? Или вы – директор, либо другой член школьной администрации и полностью отвечаете за эффективность обучения и бюджет? Ниже приведены соображения, соотносящиеся с этими различным вариантами.

Если выбор осуществляет представитель вышестоящего департамента
Итак, у вас есть бюджет (в идеале) и, возможно, какой-то дополнительный источник финансирования на технологическое переоснащение и вы знаете, сколько проекторов вы хотели бы установить.
  • Проекторы будут устанавливаться стационарно, либо будут использоваться портативные, либо оба варианта сразу?
  • Нужно ли включать проекторы в единую сеть?
  • Важно ли удалённое управление проекторами? Не все учителя вспомнят в пятницу после занятий, что надо выключить проектор, а работающий все выходные проектор съедает деньги. Стандартный проектор, работающий 60 часов на протяжении выходных, обойдётся в $5 по затратам на электричество. К тому же, при сроке эксплуатации лампы в 3000 часов, 60 часов будут вам стоить от $4 до $6 за расход ресурса лампы. 10 не выключенных проекторов из, скажем, 200 (5%) – это $100 в неделю. За год это – $4000 на ветер. К тому же, это более частая замена ламп и фильтров (если они есть).
  • Стоимость долгосрочная и краткосрочная: деньги ограничены? Вы предпочтёте купить менее дорогие проекторы сейчас, но в большем количестве, зная, что, потратив при покупке на 20% больше, вы сэкономили бы 50% на масштабе 5-10 лет? Сложный выбор. Бывают случаи, когда расходы на обслуживание были настолько урезаны, что несколько проекторов постоянно были в нерабочем состоянии, ожидая замены ламп. Эти расходы на обслуживание могут образовать настоящую дыру в вашем текущем бюджете.
  • Разные уровни сетевых возможностей: управление проектором через сеть и оповещения по e-mail – благодать для IT/AV специалистов, как на уровне школы, так и вышестоящих инстанций. Но другие свойства проекторов куда важнее для учителей: подключение по беспроводной сети, в т.ч. к нескольким компьютерам, возможность отображать экран каждого компьютера в помещении по желанию учителя.
  • Разные видео интерфейсы. К примеру, подключение по USB может означать отказ от VGA кабелей и несколько других преимуществ при подключении проектора к компьютеру: как минимум, какая-никакая экономия на кабелях. Важно ли это для вас и насколько?
  • Выведение на экран оповещений. Есть ли потребность в том, чтобы можно было отображать информацию в реальном времени на экраны проекторов через сеть? Допустим, при чрезвычайной ситуации кто-то включает через сеть все проекторы «школьного округа» и набирает сообщение, которое будет немедленно отображено на экранах: «Приближается торнадо, всем укрыться под партами», или что-нибудь другое.
Если выбирает AV/IT специалист, работающий в школе
Как и в описанном выше случае, вы, вероятно, занимаетесь вопросом, какие купить проекторы, где и как их устанавливать и, конечно, самим процессом установки. При этом вы гораздо больше  взаимодействуете с преподавателями и, возможно, даже находитесь между «молотом» в виде вышестоящих инстанций и «наковальней» в виде требований учителей… не завидую.

Помимо всех обязанностей, рассмотренных в предыдущем разделе, вам, возможно, приходится также работать со всевозможными пожеланиями и капризами, вроде добавления возможности работать через беспроводную сеть, подключения беспроводной мыши, интеграции проектора с интерактивной доской, либо любой работой, которую приходится делать для отдельно взятого проектора, но не для всех.  Возможно, вы же отвечаете за поддержание проекторов в рабочем состоянии. Подумайте по поводу ценовых факторов, подумайте о требованиях, предъявляемых помещением.

Обязательно учтите затраты на обслуживание – замену ламп, очистку фильтров и т.д. Без сомнений, вы знаете своё дело и справитесь со всеми требованиями, исходящими как «сверху», так и от конечных пользователей.
Выбирают учителя, - «обыкновенные», либо те, кто самостоятельно внедряет технологии в процесс обучения.
Хотя зачастую закупки оборудования для школ происходят организованно и оптом, мы помним, что иногда  происходит иначе, иногда единственные проекторы, имеющиеся в школе, приобретены учителями. Если вам не диктуют свои правила ребята из ИТ, то это полностью ваша вотчина. Первый вопрос: будет ли проектор устанавливаться стационарно, на крепления? Я подозреваю, что причина, по которой школы закупают по большей части портативные проекторы, состоит в том, что они устанавливаются не на крепления, а настольно и убираются под замок, когда не используются. В ряде случаев один проектор используется всей школой и перемещается из класса в класс. Если хотите устанавливать проектор стационарно, проверьте обязательно, возможна ли его установка в нужном вам месте (расстояние от экрана зависит от требуемого размера изображения и проекционного коэффициента проектора).

Нужна ли вам возможность использовать беспроводное управление курсором мыши прямо с экрана? Нужна ли возможность отображать данные с USBи флэш накопителей, без компьютера (если проектор установлен под потолком, потребуется USB удлинитель). Если вам нужна поддержка титров, — она есть у большинства новых проекторов, хотя из рассматриваемых нами 15-ти моделей, у 3-х моделей данная возможность отсутствовала.

Если вы оценили преимущества проектора в вашей методике обучения и собираетесь его активно использовать, обратите большое внимание на долгосрочные затраты. Если проектор будет работать 25 часов в неделю, 40 недель в году, то для проектора с не очень хорошим сроком эксплуатации лампы это будет означать затраты в $200-$300 раз в два года. В случае с лучшими по данному показателю проекторами, вы сможете работать 25 часов в неделю, 40 недель в году, 20 лет… ни разу не заменив лампу. Большинство проекторов находятся где-то посередине между этими вариантами. Я знал учителей, покупавших лампы за собственные деньги потому, что у школ закончились средства на данный вид расходов, а учитель хочет продолжать использовать преимущества современных возможностей в обучении.
Есть много другого, на что следует обратить внимание при выборе проектора, но, пока не забыл: среди важных выборов – широкоэкранный (обычно WXGA), либо 4:3 (XGA, или даже самые недорогие SVGA проекторы).

И последняя мысль: если вы используете «Мак», то в случае с некоторыми из представленных марок проекторов вы не сможете использовать его «родное» разрешение. В моём случае, на паре моделей работал режим SVGA(800x600) вместо «родного» XGA(1024x768). Если у вас широкоэкранный MacBookPro, то это также может сбить разрешение некоторых моделей проекторов, даже широкоэкранных. К сожалению, мы не можем подробно рассматривать специфику работы с «Маками», хотя все 15 из приведённых здесь проекторов так или иначе работать будут. Не беспокойтесь: обычно для этих проблем есть способы решить возможные проблемы «обходным путём», либо просто временно отключив дисплей компьютера и сделав проектор основным, что даст больший выбор доступных разрешений.

Если вы сами продвигаете в школе технологии, то ваши задачи будут по большей части такими же, как и у IT/AV специалистов: у вас все будут спрашивать совета, каждому нужно что-то своё, с уникальными характеристиками и преимуществами.
Директор и администрация – какие проекторы для вас?
Полагаю, с основными нюансами вы позволите разбираться специалистам, но, как уже упоминалось в данном обзоре, на стоимость эксплуатации проекторов стоит обращать внимание, особенно – учитывая повсеместное сокращение бюджетов.

Также, вам может быть интересна возможность настроить проекторы, подключённые к школьной сети таким образом, чтобы вы могли в реальном времени выводить на них важные сообщения.

Поделюсь одной мыслью, навеянной прошлым опытом: многие «школьные районы» и школы, получающие федеральные субсидии, имеют склонность покупать одинаковые проекторы для всех классов. Для меня это – тревожный сигнал. Хотя подобное решение логично в плане того, что закупка у одного производителя облегчает обслуживание, но, даже если школа закупает 12 проекторов, имеет смысл приобретать несколько разных моделей для разных задач. Пример: 8 проекторов с разрешением XGA для классов, подсоединяемых к школьной сети, плюс два проектора, способных отображать содержимое экрана любого из компьютеров, для кабинетов информатики. Также, например, может оказаться, что для двух классов лучше подойдёт широкоэкранная модель, т.к. большая часть материалов по данному курсу предоставляется в широкоэкранном формате (возможно, химия, драмкружок, алгебра). Или же для некоторых классов подойдут широкоэкранный формат плюс интерактивные функции. Широкоэкранный формат лучше подходит для интерактивности благодаря тому, что такой экран ниже и до его верхней границы ученикам легче дотянуться.

И вернёмся к нашим двум кабинетам информатики. Здесь, вероятно, проектор будет использоваться максимально интенсивно, поэтому при выборе имеет смысл обратить внимание на ресурс лампы и долгосрочные затраты при эксплуатации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий